crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

Эксперимент 2: Волна


          Фильм Ганзеля в оригинале называется Die Welle (Волна). Прокатное название «Эксперимент 2:Волна» - фантазии наших коммерсантов от кинематографа, решивших использовать «Эксперимент» Хиршбигеля в качестве паровоза. В финансовых результатах своих собственных экспериментов пусть они разбираются сами – нам столько лет вдалбливали, что считать деньги в чужих карманах нехорошо, что заниматься этим пропало всякое желание (хотя и плачу налоги исправно). Но если уж такая параллель навязана, то не будем оставлять её в стороне. Хиршбигель более убедителен – его «Эксперимент» смотрится цельным как со стороны сюжета и его развития, так и с точки зрения реализации. Всё выглядит гармонично и уравновешено. Да и более абстрагированный от злобы дня сюжет придаёт фильму глубину и философичность. Разница между этими фильмами – разница между написанными на одну и ту же тему добротной книгой и газетной статьёй. Пусть и написана статья в привлекательном жанре расследования.

           

Основной посыл Волны прозрачен и разжёван авторами для употребления даже умственно беззубыми: "Фашизм это плохо". Для большинства этот тезис и не требует дополнительных доказательств - историческая практика даёт достаточно материала для  выработки своего отношения к этому явлению. И, всё же, одной исторической памяти недостаточно,  память  необходимо "подкармливать", иначе она начнёт "худеть", теряя при этом вместе со шлаками и необходимые для  общественного здоровья элементы. Поэтому такого рода фильмы надо бы только приветствовать, да вот остаётся  после просмотра неосознаваемое сразу послевкусие - как будто доверился фантику конфеты и съел содержимое. И понимаешь, что вместо конфеты подложили… скажу осторожно - имитацию, суррогат. В чём же дело?

Напомню в двух словах сюжет – в самой обычной и явно не элитарной немецкой школе один мощный перец, работающий учителем физкультуры, проводит углубленное изучение темы авторитаризма методом вовлечением класса в ролевую игру с использованием соответствующих теме атрибутов – наличие вождя, формы, символики, названия группы (Волна) и т.д. И если поначалу возможность появления диктатуры в Германии ученикам кажется нереальной из-за высокого уровня просвещённости современного общества, то трагический финал показывает, что в искусстве нет ничего невозможного. Как и в жизни, надо бы добавить, да только зреют в душе смутные сомнения, что вся эта кинематографическая каша заварена для нейтрализации протестных настроений, направленных на изменение порядка, при котором «богатые становятся всё богаче, а бедные – всё беднее». Проводится нейтрализация путём наклеивания на любые коллективные, внесистемные формы протеста ярлыка «фашизм». А если позаимствовать  у фильма склонность к гиперболе, то основную мысль можно сформулировать так: не надо кому попало лезть в политику и пытаться изменить общество. Есть люди, которые знают, что вам надо, а вы – пейте пиво, разряжайте свою сексуальную напряжённость, гоняйте на машинах, можете стать панком – хотя у них тоже есть свои требования к одежде (своеобразная форма), есть и агрессивность (именно панки напали на ребят из Волны), но нет претензий к системе в целом.

            Надо сказать, что тема коллектива плодотворна и может дать множество тем и сюжетов и художнику и исследователю: это и внутренние взаимоотношения, это и процесс выстраивания иерархии (вертикали власти), это и саморегулирование коллектива или невозможность саморегулирования (вплоть до саморазрушения) и тому подобное. Коллектив порождает новые смыслы, недоступные одиночкам. Надо отметить, что и в самом фильме Волна даёт своим участникам много хорошего и до сих пор неведомого им - взаимовыручку, чувство солидарности, а некоторым и элементарное чувство человеческого достоинства, наконец. Мелкий наркодилер Тим вообще забросил своё прежнее занятие – для него Волна стала всем, подарила новые ценности. Конечно, как в человеке, так и в коллективе есть положительные и отрицательные потенции и это уже вина учителя в том, что маленький пожар он принялся тушить бензином, своей провокацией разбудив злых духов.

            Возможно, на исторической почве Германии этот фильм воспринимается иначе, но я его смотрел в России и рассматриваю его в контексте развития этого вопроса у нас и, в первую очередь, в средствах массовой информации – слишком часты здесь спекуляции на этой болезненной теме в узко прагматических и не всегда благовидных целях. И, всё же, я рекомендую этот фильм к просмотру - даже со всеми его недостатками он заставляет задуматься и оставляет след в памяти.


 
Tags: Кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анекдоты по понедельникам

    Один мужик привился, когда жена была беременна, а потом ребенок родился и оказался генетически не родственником этого мужика! А потом нам…

  • О кумирах былых времён

    Фигура Булата Окуджавы давно заняла в моём сознании отведённое ей место, и ни дополнять свои знания о нём, ни пересматривать свои оценки его как…

  • Настоящий полковник

    Впору составлять в России "Список полковников", аналог списка Форбса. А то фамилии быстро вылетают из памяти. Надо бы увековечить, да и в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments