crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

«Вертинский», 2021, Россия, 8 серий, режиссер Авдотья Смирнова

          Начну с краткой оценки сериала. После шебутного, неровного  начала первая серия выпрямилась и вырулила на прямую дорогу, а в сериале появилось дыхание жизни и объёмность действия. Однако, когда действие перенеслось в Германию, сериал начал сильно провисать и, наконец, не выдержав собственной тяжести, в последней серии плюхнулся в бочку с надписью «Первый канал. Сериалы». В этой субстанции, более пригодной для удобрения сельскохозяйственных угодий, он пробулькал ещё около часа, превратившись в тусклое, одномерное действие, в пазл, собранный из потрёпанных до потери цвета элементов.  Наверное, поняли, что имеется в виду советский период жизни артиста. В сериале, чтобы самому тупому зрителю было понятно, намеренно подчеркнули момент «погружения во тьму»: поезд подъезжает к границе, наплывает мрак и голосом Вертинского (экранного) нам объявляют – «мы в России». Правда, упомянутые выше штампы настолько затёрты, что поневоле попадаешь в положение жены Семён Семёныча Горбункова и думаешь – «Дуня, тебя пытали, тебя заставили!» (цитата неточная, но смысл такой). Не могу пройти мимо замечания одного критика, который, вспомнив приёмчики советской творческой интеллигенции держать фигу в кармане для посвящённых, утверждает, что на самом деле режиссёр Смирнова прозрачно намекает на сегодняшнюю тьму, окутывающую и город, и страну. Сомневаюсь я. Ладно ещё Дуня, но как быть с Эрнстом? Неужели и ты, Брут Эрнст? Нет, не верю!



   А теперь, поскольку перед нами чуть ли не эпопея, немного подробнее. Действие начинается в Москве в 1915 году. Четыре относительно молодых друга, испытывающие определённые материальные затруднения,  бегают по аптекам в поисках кокаина, не брезгуя при этом и традиционными средствами изменения сознания, то есть вином (несмотря на сухой закон). Где-то далеко идёт война, но людям творческим не до того. Трое из них – Александр Вертинский, художник Осьмёркин и актёр Иван Мозжухин – реальные персоны, а вот поэт и журналист Константин Агеев – персона выдуманная, и авторы оттянулись на нём по полной программе. По принципу Тараса Бульбы – я тебя породил, и я тебя если и не убью, то уж помучаю по полной программе. А чего его жалеть – выдуманный же. Половину первой серии ушло на настройку, на поиск ритма для всего сериала и, в конце концов, этот ритм был найден. Сериал построен так, что каждая серия заканчивается песней Вертинского (только в последней звучит стихотворение), но только в первой такой приём оказался удачным и, на мой взгляд, даже сильным.

        Затем, после кратковременного пребывания на фронте, Вертинский возвращается в Москву, но вскоре происходит революция, гражданская война и начинаются скитания Вертинского по миру. Константинополь, Париж, Берлин, Америка, Китай и, наконец, Москва. Перечень мест и событий даст приблизительное представление о масштабности задуманного проекта. Всё показано с разной степенью подробностей, но общее впечатление у меня долгое время было положительным. В первую очередь потому, что необычно хорошо для наших фильмов была представлена атмосфера времени и места. Я не имею в виду достоверность, потому что оценить её не имею возможности. Имею в виду то, что ни улицы городов, ни костюмы персонажей, ни помещения гостиниц и ресторанов не резали мне глаз фальшивостью. Понимая условность создаваемой картины, я её принимал.

          Действие сериала сводится к продвижению Александра Вертинского во времени и пространстве, поэтому расскажу вкратце о тех артистах, которым выпала «высокая честь» сняться в проекте, а также о тех персонажах, которые они представляли. Выберу такой приём потому, что, повторю, сериал построен по принципу «король и его свита», и свита эта менялась в зависимости от места пребывания артиста. Приступим.

            Так получилось, что известные актёры в сериале выглядят хуже неизвестных и малоизвестных. Начну с главного героя. Его сыграл Алексей Филимонов, которого я припомнил по роли в фильме Сигарева «Жить». Там он был на месте, но здесь, сами понимаете, масштаб совсем другой, да и возрастной диапазон, который проживает его герой, тоже масштабен – в начале картины ему 25 лет, а в конце - уже 65. Мне Филимонов понравился. Разве что зря ему поручили самому исполнять песни Вертинского, но тут только его желания недостаточно – так решил авторский коллектив. Поэтому, кроме самой первой песни, остальные мало дали мне представления о таланте Вертинского настоящего. Тем не менее, этот минус не сильно повлиял на общее положительное впечатление. Отмечу ещё и избыточное грассирование в первой серии, которое затем более-менее пришло в норму. Остальные мужские роли сыграны ещё менее известными мне людьми, поэтому скажу так – они тоже вполне приличны, если не придираться по мелочам. Лучше вспомним нашего классика Некрасова и его поэму «Кому на Руси жить хорошо»:

«Не всё между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!».

(Надеюсь, женщины за такое простонародное выражение на классика не обиделись).





          Итак, женские роли. Вот тут наши известные меня удивили. В порядке появления. Анна Михалкова сыграла генерала Слащёва. Шутка, конечно, но дело в том, что для  её героини использовали эпизод, на самом деле произошедший с участием этого генерала – как-то он поручил двум своим офицерам привести к себе Вертинского, чтобы он исполнил для них несколько своих песен. Дуня Смирнова заменила Слащёва непонятно на кого. Поначалу нам показывают Михалкову как деятеля Белого движения, уровня как раз Слащёва. При этом, гримёры её разделали примерно так, как Бог разделал черепаху. В общем, я её не сразу узнал, только вот до боли в ушах знакомый голос включил на полную громкость мой опознавательный аппарат и внезапно меня осенило – ба, да это же Михалкова. Потом в её судьбе происходит «ряд волшебных изменений», которые совсем меня запутали, и которые раскрывать я не буду. Так вот, роль властной, местами аристократической женщины ей не идёт. Не убедительно, не её творческий диапазон. Во всяком случае, если судить по этому фильму. Вот в «Кококо», другой картине Дуни Смирновой, она  была на месте, а здесь – увы.

          То же самое, даже в большей степени, скажу и о Виктории Исаковой. Она играет Марлен Дитрих, но лично я увидел только Викторию Исакову со всеми её артистическими приёмами. Никакого перевоплощения не произошло, и она сыграла саму себя. Веру Холодную показывала нам Паулина Андреева. Тут всё понятно – надо было обнажаться, и кому, как не Паулине, это делать. Куй железо, пока горячо. А вот Вера Холодная у неё получилась соответствующая фамилии. Неплохо, но не больше того. Кстати, если уж речь зашла об обнажении – Екатерина Щеглова, сыгравшая первую жену Вертинского, в этом отношении  даст фору Паулине, но на то она и жена, ей положено и разрешено.

          Что касается второй жены Ветринского, то внешне тут никакого попадания, и я не понимаю почему –  не нашли, или не искали? Если посмотреть на фото жены реальной, то визуальный диссонанс происходит моментально. Екатерина Вилкова, которая тоже задействована в фильме, подходит намного больше по внешним данным, но, видимо, не прошла по возрасту (это же эйджизм, прости господи).

        Замечание общего плана. Хотя в сериале главный герой имеет прототип из реальной жизни, с жизнью реального Александра Вертинского поступили так, что хочется ещё раз вспомнить судьбу несчастной черепахи. Не нравится мне такой подход. Взяли бы за основу, как говорят, по мотивам, но не использовали бы имя напрямую. Например, тот же сериал, но с названием не «Вертинский», а, скажем, «Крутинский» (редактор Ворда подчёркивает эту фамилию красным и предлагает вариант Кретинский) , «Попрыгунский» или «Драгунский». Мало ли вариантов. Но взяли известного человека и, как школьники, пририсовали  ему к портрету не только усы, но и ещё много чего. Это же касается и других. Насколько я понял, были намёки на то, что отношения между Вертинским и Верой Холодной переросли в роман, но точных указаний на это, кажется нет. То же самое относится и к Марлен Дитрих. Но наши авторы решили, что пришло время срывать покровы, долой тайны царской и любой другой дипломатии. И сорвали. Режиссёр так выразила свой  подход к историческим фактам:

Нам важнее было передать авторское отношение к главному герою и создать образ, который будет связан с творческим наследием этого героя. То есть нужно было придумать такой характер, который не будет противоречить песням Вертинского.

Трактуйте обоснованность такого авторского подхода сами. Мне он не кажется убедительным, слишком вольное отношение к истории из него вытекает.

        Сериал снят, но для показа на Первом он чересчур смел и, поэтому, требует доработки хотя бы со стороны монтажёра, потому что некоторые сцены неподобающе откровенны для широкого показа. А так фильм доступен, идите и смотрите. Не назову его плохим, но и к шедеврам не причислю. Любопытно, вот так напишу.

====================   
Tags: Кино, Сериал
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • «Мэр Кингстауна» (Mayor of Kingstown), 2021, США

    Кингстаун – город своеобразный. Семь тюрем, двадцать тысяч заключённых. И это ещё не всё. На воле, за пределами тюремных стен, проживают…

  • Анекдоты по понедельникам

    За неимением ансамбля анекдотов, опять полупирожки Владимира Полякова…

  • Три немецких фильма.

    Бывают фильмы примерно так на 6.5, которые и плохими не назовёшь, и к отличным не причислишь из-за ощущения недоделанности. Причём, эта…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

Recent Posts from This Journal

  • «Мэр Кингстауна» (Mayor of Kingstown), 2021, США

    Кингстаун – город своеобразный. Семь тюрем, двадцать тысяч заключённых. И это ещё не всё. На воле, за пределами тюремных стен, проживают…

  • Анекдоты по понедельникам

    За неимением ансамбля анекдотов, опять полупирожки Владимира Полякова…

  • Три немецких фильма.

    Бывают фильмы примерно так на 6.5, которые и плохими не назовёшь, и к отличным не причислишь из-за ощущения недоделанности. Причём, эта…