crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

«Анна Каренина». IV. Что делать. О Левине.

          «Анна Каренина» была начата в 1873 году и окончена в 1877 году. Это годы были переломными не только для страны, но и для самого Толстого. Его духовные искания начинают принимать пока ещё смутно очерченную, но форму. Поиски смысла жизни в рамках стандартных представлений людей его круга, равнодушно относящихся к религии, не  удовлетворяли писателя, и он постепенно начал готовить себя к самостоятельному плаванию. Софья Андреевна подметила в дневнике: «После долгой борьбы неверия и желания веры — он вдруг теперь, с осени, успокоился. Стал соблюдать посты, ездить в церковь и молиться Богу». Предысторию и результаты  своих духовных метаний и исканий он отразил в «Исповеди», которая датируется 1879 годом, но около этой даты Толстым сделана приписка – «Это было написано мною три года тому назад. Эти части будут напечатаны». То есть, практически одновременно с окончанием Анны Карениной. Для более полного понимания романа очень полезно прочитать эту автобиографическую работу, особенно, если вас заинтересовала фигура Константина Левина. А именно о нём и пойдёт речь ниже.

         При чтении книги у меня в голове начинают постепенно складываться визуальные образы основных персонажей, образы смутные, неопределённые, но имеющие свои характерные для каждого персонажа черты. По мере развития сюжета, эти фигуры начинают двигаться,  получается своего рода кино, которое я смотрю параллельно с чтением в режиме, как говорят сейчас, он-лайн. И в этом кино я сам себе режиссёр.   Так вот, как режиссёр, могу сказать – Левин некинематографичен! Бывали, конечно, эпизоды, когда его фигура оживала, но такие проблески слишком кратковременны. Поэтому, с точки зрения драматургической, он не очень интересен. У Левина в романе другая роль – он стал медиумом, через которого Толстой доносит свои мысли и взгляды до читателя. Поэтому я не буду обсуждать Левина как фигуру литературную, то есть его характер, поведение в критические мгновения и так далее, а выборочно пробегусь по некоторым ключевым моментам жизни этого персонажа. Если вокруг образа Анны Карениной Толстой сосредоточил вопросы с женским уклоном, то центром мужских занятий  стали Левин и примкнувшие к нему лица. Роман, в своей целостности, объединяет мужское и женское в единое целое. Своеобразные Инь и Янь на яснополянской почве.

          Но сначала пару слов о том, что я имел в виду, говоря о времени великого перелома в истории всей страны. В 1861 году в России было отменено крепостное право.  «Распалась цепь великая, распалась и ударила, - одним концом по барину, другим - по мужику» - почти так сказано у Некрасова в его со школы знакомой всем (или теперь не всем?) поэме. Семидесятые годы отстоят от этого знакового для России совсем недалеко, огромная машина империи только начала отрабатывать последствия этого мощного импульса. Толстой много размышлял над вековечным русским вопросом «что делать», как хозяйствовать в новых условиях. В романе кто-то из помещиков ищет ответ в дореформенном укладе, кто-то  – в европейском опыте, слизывая его целиком и пытаясь перенести на нашу почву. Левин пошёл другим путём – он пытается найти баланс между интересами хозяина и работника, пытаясь преодолеть, следуя терминологии молодого Маркса, отчуждение работника от результатов его труда. Но Левин Маркса не читал, поэтому путь его тяжёл и не очень продуктивен (очень тонкий юмор).

          Насколько эти усилия Левина адекватно отражают личный опыт Толстого в управлении своим имением, я сказать не могу - это требует более детального изучения и работы с документами. Мне достаточно и того, что Толстой делал движения в этом направлении. Например, сразу после отмены крепостного права Толстой предложил своим крестьянам план, который, на его взгляд, был для них выгоднее, чем спущенный сверху. Крестьяне, однако, посчитали, что граф может их надуть и решили довериться царской воле. Авторитет, видно, у неё был выше, чем у местного начальства.

      Отмечу ещё такую деталь. Левин, размышляя о гармонии между барином и крестьянами, мечтает о том, что он, простой русский помещик, найдёт рецепт и осчастливит этим всё человечество сразу. Не исключаю, что и у Льва Николаевича были схожие мысли. Был же прецедент, когда после Крымской войны он принимался за разработку военной реформы, которая должна была сделать русскую армию непобедимой и легендарной, но, по каким-то причинам, забросил это дело. Да и детская мечта о зелёной палочке, с помощью которой можно сделать мир счастливым, тоже укладывается в те же рамки. Читал, я, что Толстой не считал тщеславие грехом, или, говоря земным языком, недостатком человека.

          Тем не менее, в конце романа Левин, став семейным человеком, разочаровывается в мечте об общем благе - надо начинать с себя и со своих близких. Приведу большую цитату, которая содержит ряд интересных выводов из последних умозаключений Левина:

          Так же несомненно, как нужно отдать долг, нужно было держать родовую землю в таком положении, чтобы сын, получив ее в наследство, сказал так же спасибо отцу, как Левин говорил спасибо деду за все то, что он настроил и насадил. И для этого нужно было не отдавать землю внаймы, а самому хозяйничать, держать скотину, навозить поля, сажать леса.

          Но кроме того, что Левин твердо знал, что́ ему надо делать, он точно так же знал, как ему надо все это делать и какое дело важнее другого.

          Он знал, что нанимать рабочих надо было как можно дешевле; но брать в кабалу их, давая вперед деньги, дешевле, чем они стоят, не надо было, хотя это и было очень выгодно. Продавать в бескормицу мужикам солому можно было, хотя и жалко было их; но постоялый двор и питейный, хотя они и доставляли доход, надо было уничтожить. За порубку лесов надо было взыскивать сколь возможно строже, но за загнанную скотину нельзя было брать штрафов, и хотя это и огорчало караульщиков и уничтожало страх, нельзя было не отпускать загнанную скотину.

        Петру, платившему ростовщику десять процентов в месяц, нужно было дать взаймы, чтобы выкупить его; но нельзя было спустить и отсрочить оброк мужикам-неплательщикам. Нельзя было пропустить приказчику то, что лужок не был скошен и трава пропала задаром; но нельзя было и косить восемьдесят десятин, на которых был посажен молодой лес. Нельзя было простить работнику, ушедшему в рабочую пору домой потому, что у него отец умер, как ни жалко было его, и надо было расчесть его дешевле за прогульные дорогие месяцы; но нельзя было и не выдавать месячины старым, ни на что не нужным дворовым.

        Такой вот баланс интересов. Надо сказать, что и крестьяне не очень-то доверяли Левину, считали, что его цель – обобрать их,  а на занятия крестьянским трудом, так воодушевлявшими Левина,  смотрели как на чудачества барина (точно как и на некоторые занятия самого Толстого). Но и Левин не дремал: крестьяне, косившие сено на его земле, должны были за свою работу отдать Левину треть скошенного. Однако, когда они привезли ему эту треть, то Левин им не поверил и полез лично проверять возы. Видно, практика подсказывала ему, что могут надуть. Вот такая у них была пастораль.

        Но это о хозяйственном. Пора поднять взгляд выше и поговорить о духовном. На протяжении семисот восьмидесяти страниц Левин мучительно искал ответ на вопрос – зачем всё это, в чём смысл моего присутствия на этой земле? И только страниц за двадцать до финального свистка он успел этот смысл обрести. Толчком, превратившим его хаотично набросанные стройматериалы в стройное здание, стала кратенькая реплика Фёдора, крестьянина из соседней деревни:

        - Да так, значит — люди разные; один человек только для нужды своей живет, хоть бы Митюха, только брюхо набивает, а Фоканыч — правдивый старик. Он для души живет. Бога помнит.
      - Как Бога помнит? Как для души живет? — почти вскрикнул Левин.

        И мир для Левина перевернулся, ослепительный свет истины разогнал тьму. Ответ, который он мучительно искал в умных книгах и в головах европейски образованных людей, он услышал от простого мужика. И это неспроста.

        Существует знание, которое передаётся с молоком матери. Все изощрённые творения разума, все эти стройные теории учёных мужей только уводили в сторону от правды. А правда эта передавалась человеку с момента его рождения, он впитывал её вместе с молоком матери:

        И я и миллионы людей, живших века тому назад и живущих теперь, мужики, нищие духом и мудрецы, думавшие и писавшие об этом, своим неясным языком говорящие то же, — мы все согласны в этом одном: для чего надо жить и что́ хорошо. Я со всеми людьми имею только одно твердое, несомненное и ясное знание, и знание это не может быть объяснено разумом — оно вне его и не имеет никаких причин и не может иметь никаких последствий.

          Такое коллективное знание народа очень близко к тому, что уже после Толстого называли коллективным бессознательным, а последнее время стало модным говорить в таких случаях об эгрегоре.

Вернёмся к Митюхе, о котором говорил Фёдор:

- Митюхе (так презрительно назвал мужик дворника), Константин Дмитрич, как не выручить! Этот нажмет, да свое выберет. Он хрестьянина не пожалеет. А дядя Фоканыч (так он звал старика Платона) разве станет драть шкуру с человека? Где в долг, где и спустит. Ан и не доберет. Тоже человеком.

          Шла беседа о земле, которую Левин дал внаймы тому самому Митюхе, своему дворнику. Так вот, Митюха – представитель капитализма, зёрна которого начинали давать всходы и в деревне. Капитализма бездушного, капитализма «для брюха». Таких в деревне будут называть кулаками. Толстой почувствовал эти изменения в почти патриархальном укладе сельской жизни и не похоже, что он им обрадовался, принял их.

          Толстой поделился с Левиным и целыми эпизодами из своей личной биографии. Уже нет места для подробностей, ограничусь одним, вызвавшим у меня сожаление. Если, конечно, Андрей Зорин, написавший книгу «Жизнь Льва Толстого. Опыт прочтения», прав. Широко известна сцена между Толстым и Софьей Берс, когда робкий влюблённый пишет на бумаге начальные буквы слов, которые, фактически,  выражали предложение руки и сердца. (То же самое мы видим и в романе, когда Левин объясняется с Кити). Софья Андреевна в своих воспоминаниях «Моя жизнь» описывает детали того вечера. Её сестра Татьяна в своих воспоминаниях также упоминает об этом (она сидела в это время под роялем и всё слышала). Однако, Зорин утверждает, что это семейный миф. Опять нам из Лондона гадят! Ничего страшного, переживём. Потому что человеческая история – это и есть сборник мифов. И все этот сборник воспринимают как отражение реальности. Почему семейная история Толстых должна стать исключением? Миф очень часто и есть приукрашенная реальность. Зорина ведь под роялем не было, а Татьяна была.

          Роман иногда называют энциклопедическим. Толстой выплеснул на его страницы все проблемы своего времени, которые посчитал важными. Помимо семейного вопроса, мы видим организацию государственного управления, состояние с земством и дворянскими выборами в местные органы, подход к образованию, женская эмансипация, война с турками и так далее. Всё, в большей или меньшей степени, пропускается через сознание  Левина и происходит в сценах с его участие. Сами по себе эти вопросы не так универсальны, как любовные, и во многом привязаны к своему времени. Из-за этого пострадал и Левин, поскольку суховатость таких страниц не могла не отразиться на восприятии его образа, подсушив и его. В целом же  «Анна Каренина» представляет интерес и для таких читателей, которые хотят понять, как жили люди в семидесятые годы девятнадцатого века, что их волновало, как они пытались разрешить проблемы своего века. И, что очень важно, эти проблемы мы видим глазами Толстого. А он, как ни крути, глыба и матёрый человечище.

          Напоследок ещё раз дам совет: прочитайте «Исповедь», она будет прекрасным дополнением к роману. Вульгаризируя вывод, сформулирую его так: Исповедь -  систематизированное изложение взглядов и духовных метаний Левина,  освобождённое от беллетристики.

===========
Tags: Литература, Толстой Лев
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад!

  • Анекдоты по понедельникам

    В предыдущем посте я писал о том, что слова, с течением времени, могут поменять своё значение самым радикальным образом. Кажется, и слово…

  • Ещё раз о словах. Озорные мысли.

    В мире слов с некоторыми экземплярами, с течением времени, происходит "ряд волшебных изменений", в результате чего смысл их меняется самым…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Recent Posts from This Journal

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад!

  • Анекдоты по понедельникам

    В предыдущем посте я писал о том, что слова, с течением времени, могут поменять своё значение самым радикальным образом. Кажется, и слово…

  • Ещё раз о словах. Озорные мысли.

    В мире слов с некоторыми экземплярами, с течением времени, происходит "ряд волшебных изменений", в результате чего смысл их меняется самым…