crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

За час до рассвета, 2021, Россия, сериал, 16 серий

          Среди жанров, выявленных в сериале заинтересованными зрителями, выделю такие: нуарный криминальный детектив. Насчёт нуарного специалисты могут возразить, но пускай они спорят со своими коллегами, которые такой ярлык повесили.  А я лучше расскажу о стиле, в котором сериал снят. Во-первых, это криминальный фильм, снятый с позиций условного реализма. Это означает, что сверхестественные силы в сюжете не используются, но в обычной жизни таких людей и такие ситуации встретить практически невозможно. Волей режиссёра некоторые персонажи наделяются сверхудачливостью, что позволяет им, до поры до времени, выходить сухими из самых сложных ситуаций.

          Во-вторых, наш сериал можно отнести к классу ретро-детективов, только ретро здесь точно также условно, и используется как фон, как декорации, расставленные для привлечения современного зрителя, а вовсе не с целью рассказать ему о том, как жили люди в СССР сразу после войны. Авторам проще свои фантазии воплощать в реалиях, большинству современных зрителей незнакомых, и в которых им есть где развернуться, не заморачиваясь деталями.

        Получился такой условно-сказочный криминальный детектив. Да, чуть не забыл. Нуарный! Тем, кто не примет такие условности, фильм этот будет смотреть сложно.







          СССР, 1946 год, неназванный и не очень большой город. В отдел угрозыска направлен капитан Денис  Журавлёв (Андрей Бурковский), бывший военный разведчик. Ему, вместе со всеми милицейскими силами, необходимо ликвидировать банду Клеща, затерроризировавшую весь город. У Журавлёва зреет хитрый план – внедриться в банду и всех поймать. Начальник уголовного розыска майор Шумейко (Константин Хабенский), за свою жестокость прозванный Васильевичем Сатаной, даёт добро. И началось...

        Сериал снят в необычной для нашего кинематографа форме: динамично, в приглушённых тонах, с яркой заставкой и задающей настроение песней (половину слов я не разобрал, но, может, это и к лучшему). В западном, скажу так, стиле. Конечно, есть трудности с натурой, и не просто найти городскую обстановку, более-менее соответствующую концу сороковых, поэтому уличные сцены толкутся на одном пятачке, зато индустриальных развалин наше время предоставило режиссёру предостаточно.

        Как я сказал, ретро здесь условное. Режиссёр не задаётся целью воспроизвести реалии жизни  тех лет. Ни рабочих, ни крестьян, ни трудовой интеллигенции в кадре, практически, нет. Да, по большому счёту, нет и страны, потому что и не было такой задачи, главное – место в пространстве и во времени для действия сериала. Достаточно самой грубой правдоподобности.

        Сериал получился очень неровным. Поначалу он достаточно твёрдо стоял на рельсах и уверенно мчался вперёд, но потом то ли рельсы подорвали, то ли состав не удержался на повороте и, соскочив с проложенной дороги, пошёл вразнос – дык-дык-дык. Первая половина получилась хотя и жестокой, но налёт дурашливости, условности действия удерживал баланс, а вот во второй половине, после перевода Журавлёва в другую организацию, авторы решили подпустить серьёзности и добавить пафоса. На мой взгляд, это неудачное решение. То, что списывалось на условность действия, во второй половине стало просто нелепым. Чем положительнее становились герои, тем всё более блеклым становились их образы.

        Мне бы вполне хватило и «нуарного криминального детектива», да я этот сериал так и воспринимаю, но в фильм заложили  ростки серьёзных тем, поэтому назову и их. Не буду обращать внимание на робкий, еле слышный хруст французской булки, да и была такое всего два-три раза.  Мелочи. Думаю, режиссёру важнее тема взаимоотношений добра со злом. Может ли сделанное добро погасить сделанное тем же человеком зло? Можно ли вообще бросать их на весы и в зависимости от того, какая чаша перевесила, принимать решение – наказать или наградить (или, что тоже является наградой, закрыть глаза на зло)? Это касается и Дениса Журавлёва, положительного персонажа в сериале. Отмечу ещё один странный момент. Последствия полученной на фронте контузии проявляются у Дениса необычно – он, во время приступов, начинает вместо советских милиционеров видеть фашистов. И так с ним было несколько раз. Нет ли здесь публичного отождествления Советского Союза и нацистской Германии? Контузия  журавлёвская для сериального действия не имеет никакого значения, тогда напрашивается вопрос – зачем это сделали?

        Прочитав десяток отзывов в Интеренете, был удивлён двумя вещами. Первое – обвинение этого сериала в подражании классическому «Месту встречи изменить нельзя». Не вижу никаких аналогий, разве что и здесь, и там в банду внедряется человек, пришедший с фронта и не имеющий опыта работы в уголовном розыске. Приём внедрения в банду часто обыгрывается в кинематографе, и не является исключительной собственностью фильма Говорухина. Второе – подавляющее преимущество отрицательных отзывов. На Кинопоиске, например, их почти 70%. Несправедливо, на мой взгляд. У нас фильмов, снятых в такой манере, я и не припомню. А они по-своему интересны и требуют от режиссёра, сценариста, оператора и актёров мастерства даже больше, чем для съёмок картин реалистичных. Больше говорю потому, что это поле у нас ещё не вспахано, и опыта у пахарей очень мало. Как получилось в этом случае, другой вопрос, но мне направленность работы понравилась.

        В заключение, немного об актёрах. Всеми расчекрыженный в пух и прах Андрей Бурковский не вызвал у меня отрицательных эмоций. Конечно, его кавээновское прошлое след оставило, и поначалу давило и на меня, но потом отпустило. Обобщу – к актёрам у меня претензий нет, разве что Артур Смольянинов стилистически не вписывался в общую компанию, но стилистически – это дело моего вкуса. А вот Максим Белбородов меня удивил – почему он мне до сих пор был неизвестен? Прекрасная работа (в первой половине сериала).

      Кто смог дочитать до конца, должен понять, что я так и не определился с общей оценкой. За первую половину поставлю 7, за вторую – 4. Но среднее арифметическое даст заниженный результат, поэтому пусть будет 6.2. Авансом на будущее. (Уложились бы в 12 серий – ещё бы выше оценил).

=================
Tags: Кино, Сериал
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • «Анна Каренина». II. Сопутствующие обстоятельства

    «Анну Каренину» часто называют семейным романом, намекая на то, что именно семья стала его главной идеей. И это при том, что мы не видим…

  • "Анна Каренина". I. Вступление.

    Как это часто бывает, совершенно случайно, разыскивая одну книгу, заинтересовался другой, которая поразила меня своей толщиной. Восемьсот страниц! И…

  • Анекдоты по понедельникам

    Один мужик привился, когда жена была беременна, а потом ребенок родился и оказался генетически не родственником этого мужика! А потом нам…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

Recent Posts from This Journal

  • «Анна Каренина». II. Сопутствующие обстоятельства

    «Анну Каренину» часто называют семейным романом, намекая на то, что именно семья стала его главной идеей. И это при том, что мы не видим…

  • "Анна Каренина". I. Вступление.

    Как это часто бывает, совершенно случайно, разыскивая одну книгу, заинтересовался другой, которая поразила меня своей толщиной. Восемьсот страниц! И…

  • Анекдоты по понедельникам

    Один мужик привился, когда жена была беременна, а потом ребенок родился и оказался генетически не родственником этого мужика! А потом нам…