
За сорок лет многое случилось в жизни наших героев. Их поступки настолько красноречивы сами по себе, что описывать их нет необходимости. Режиссёр тоже не занимается морализаторством или обличением. Он просто показывает, что произошло с друзьями за это время, предоставляя зрителю самому решать, кто прав, а кто виноват. И вообще, есть ли там правые, и есть ли виноватые. Потому что это жизнь, в которой в одно и то же время и в одном и том же месте может уживаться несколько правд. Причём, могут быть правы все. Или, наоборот, сразу все виноваты. Так всё в этом мире устроено. И оценки собственных детей, которые они выставят своим родителям, – самые значимые оценки.
Первые же кадры фильма меня изрядно изумили. Стоит мужчина в хорошем костюме, наблюдает за фейерверком, затем поворачивается и... да это же Томазо Бушетта, главный герой только что просмотренного «Предателя». То есть, не он, конечно лично, а Пьерфранческо Фавино, сыгравший обе эти роли. Неожиданная для меня метаморфоза. К тому же, в «Лучших годах» при озвучке ему был «подарен» совершенно другой голос, что слегка смутило мои зрительские ощущения.
Стиль фильма своеобразный, возможно даже и оригинальный. Поначалу, когда нам показывают юношеские годы героев, частенько персонажи оборачивались лицом к зрителю и в камеру давали комментарии к своим действиям. Смотрелось несколько легкомысленно, как и вообще эта часть фильма, но, по мере взросления, тяжелел и фильм. При всех драматических поворотах, не постесняюсь пафоса и назову это кино гимном обыденной жизни (не люблю выражение «гимн жизни», но тут оно будет уместно). Даже слащавый финал не смог испортить моё общее впечатление – очень неплохо. Давно я не смотрел такого лёгкого и, одновременно, серьёзного кино.
==============================