crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

Три французских фильма из прошлого века.

          Годы наложили отпечаток на кинематографическую технику (во всех смыслах этого слова), и современный режиссёр на основе тех же самых сценариев снял бы всё более динамично и эмоционально. Скорее всего, так. Но и старое кино имеет свои плюсы, поэтому негативных отзывов от меня не последует. Фильмы интересны хотя бы своей драматургией. А остальное можно и самому додумать. В том случае, если не хватит того, что сделали режиссёры этих картин.

Жилец (Le locataire), 1976, режиссер Роман Полански



        «Жилец» – заключительная часть трилогии Романа Полански, которую называют «квартирной». Навряд ли буду смотреть две предшествующие работы, и не потому, что этот Жилец – не жилец. Отнюдь, как говорила одна графиня. «Достаточно одной таблетки». Я получил представление о том, как Полански раскрывает эту тему, и пустот, требующих заполнения, в этом представлении не осталось.

          Фильм о сумасшествии, о процессе расщепления сознания человека, поначалу мало похожего на больного. Если к фильму подходить рационально, то останется несколько вопросов, ответ на который не сможет, наверное, дать и сам режиссёр. Поэтому буду считать,  что события  показаны с некоторой долей условности, а закольцевание сюжета несёт в себе смыслы, не обязательные для расшифровки. Главное – общая атмосфера возрастающего напряжения, шизофренические видения и параноидальные страхи. За прошедшие сорок пять лет кинематограф отточил мастерство и научился переносить подобные вещи на экран динамичнее и эмоциональнее, но в такой слегка старомодной подаче есть свои плюсы. Мелькнула мысль, что фильм и о том, как цивилизация своими нормами и своею упорядоченностью (временами излишней) плющит человека, сводит его с ума, но потом решил, что Полански имел в виду что-то своё, другое. Что именно, сказать точно не могу, поэтому отнёсся к «Жильцу» как к художественно выраженному показу изменения сознания одного маленького человека со странной, не французской фамилией Трелковский (что также подчёркивает отдалённость героя от основного течения обыденной жизни). А главную роль режиссёр Роман Полански с удовольствие доверил актёру Роману Полански.


Пир хищников (Le repas des fauves), 1964, Режиссер Кристиан-Жак



          Ассоциации всплывают невольно, так и во время просмотра Пира хищников вспомнил итальянских «Идеальных незнакомцев», впечатления от которых ещё свежи. В обоих случаях круг друзей собирается за столом и, после некоторых событий, начинается сеанс саморазоблачения. Как это не кощунственно звучит, но таковы мои ассоциации.

          Дело в том, что у французов действие происходит в Париже 1943 года, и последствия здесь совершенно иные, чем в сытой компании итальянских друзей. Около дома, в котором происходит небольшая вечеринка, убивают двух немецких солдат, и на семь человек, только что радостно отмечавших день рождения хозяйки дома, безжалостным гестаповцем выписана разнарядка – им самим необходимо выделить двух человек, которых возьмут в заложники и, если нападавших не поймают, утром расстреляют. Вот такая сложная задача. Вполне понятно, что добровольцев не находится, но дебаты идут горячо. Что делать, отвертеться не удаётся, гестаповец неумолим и в 21:45 ожидает двух жертв.

        Скорее всего, сценарий взял за основу какую-то пьесу. Соответственно, и актёры ведут себя театрально, особенно бросается в глаза логистика их перемещений в пространстве и попеременно вставание с мест. С учётом сказанного в предисловии, фильм интересный. Хотя бы тем, что даёт возможность ещё раз проследить, как меняется кинематограф.

Травля (La traque), 1975, Режиссер Серж Леруа



        И тут французское общество показано с неприглядной стороны. Пускай мы видим высшие слои локального масштаба, то есть муниципального уровня, но это только усугубляет ситуацию – выборка случайна, таких людей много и на них держится страна. (Это при некорректном, разумеется, предположении, что все мужики одинаковы и думают только об одном).

        Итак, десяток местных предпринимателей и политиков собираются на охоту - травить кабана. К несчастью, неподалёку от этой компании появляется незнакомка, что и приводит к трагическим последствиям. В «Травле», помимо психологии, громко звучит и социальная подоплёка. Можно сказать, что поступки персонажей во многом определяются их социальным положением.

============================
Tags: Кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анекдоты по понедельникам

    - Расскажите о себе в трех словах. - Я гуманитарий. =========== Жена учит собаку стоять на задних лапах, муж пытается ей помешать: - Дорогая, ты все…

  • Халифат (Kalifat), 2020, Швеция

    Сериал на актуальную для современности тему, вставшую во весь рост перед Европой в последние годы. Хотя я смотрю много шведских фильмов, похожего на…

  • Зал самоубийц. Хейтер (Sala samobójców. Hejter), 2020, Польша

    Очень современный и своевременный фильм. Интересен двумя моментами. Первый – показан сложившийся в последнее время типаж, всё громче…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments