

2003 год, разгар антииракской кампании в СМИ и в дипломатических кругах, уже США вовсю бомбит Ирак, хотя нет ни решения ООН, ни объявления войны. В одном из подразделений английской спецслужбы сотрудникам рассылают документ, полученный из ЦРУ, в котором приводятся факты, свидетельствующие о давлении дипломатии США на членов ООН для принуждения их к принятию позиции США и Великобритании по Ираку. Все сотрудники ознакомились с документом и спокойно приняли его к сведению. Но не такова Кэтрин Ган (Кира Найтли), у которой, как у Зулейхи, внезапно открылись глаза. Оказывается, Буш и Блэр дурят народ, и мой долг открыть глаза и народу. Кэтрин передаёт документ в прессу, пресса, после длительных раздумий и проверок многократных, документ публикует. Кэтрин оказывается под следствием, её дело выносится в суд – разглашение гостайны и в Англии не поощряется. Персонажи начинают дебаты на тему взаимоотношений интересов государства , интересов народа в целом и просто о справедливости. И что ради этой справедливости и правды может и должен делать настоящий гражданин. Избежал наказания настоящий гражданин, в нашем случае, случайным образом - государство отказалось от обвинений только потому, что в результате другой утечки у защиты появились сведения, компрометирующие сторону обвинения. Два минуса дали плюс.
Я вовсе не против того, чтобы снимали фильмы на подобные темы, но мне не нравится самолюбование, доминирующее в этом и подобных этому фильмах. Пускай мы тогда ошиблись, но ошибку признали, система наша способна и к самоочищению, и к самоконтролю. Всё хорошо, прекрасная маркиза. Но и скромная критика «ошибки» тоже своеобразна – Саддам, как ни крути, ублюдок и должен был быть наказан. Вспоминают химическую атаку на курдский город 1988 года, в котором, по западным оценкам, погибло 5 000 человек, но обходят стороной происхождение химического оружия и оборудования, необходимого для его производства. Естественно, что не вспоминают и о полумиллионе иракских детей, погибших в результате санкционной блокады страны и, в первую очередь, от перекрытия каналов поставки медикаментов. Много чего не вспоминают. В конце заставка напоминает некоторые цифры о погибших и раненых, ставшие результатом вторжения в Ирак, а вот о последствиях войны, которые до сих пор приводят к новым и новым жертвам, стыдливо умалчивают. Да и слово «нефть» так ни разу в фильме и не прозвучало.
Пару слов о выдающейся актрисе современности Кире Найтли, у которой сыгранных ролей больше, чем наград у Брежнева. В чём секрет её популярности? Она мне напоминает реле, всего два состояния - спокойное и истеричное. Переход между фазами мгновенный, промежуточная мимика практически отсутствует. Почему её приглашают сниматься в серьёзные фильмы, для меня загадка.
Да, надо же оценить кино. При всём вышесказанном, посмотрел его с любопытством. Тем более, что в основу положены реальные события. Мелковато, но хотя бы так. Любителям политической темы в кинематографе могу даже порекомендовать. Есть там и ещё несколько интересных линий, о которых упоминать не стал, чтобы не раздувать объём. Скажу только, что аналогичную, до совпадения в некоторых деталях, историю показывает нам фильм Спилберга «Секретное досье». Если он вам понравился, то должен понравиться и этот.
====================