crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

Ги Меттан о русофобии. Часть 1.

          Швейцарец Ги Меттан написал очень интересную книгу с длинным названием: «Запад-Россия. Тысячелетняя Война. История русофобии от Карла Великого до украинского кризиса. Почему мы так любим ненавидеть Россию?». Принципиально нового здесь, пожалуй, нет, но фактологическая основа работы, системность книги и классификация многочисленных проявлений русофобии западными  политиками, учёными и СМИ дают информацию для размышлений. Ги Метанн человек Запада, поэтому он видит проблему глазами западного человека, но видит её достаточно объективно. Уделяя русофобии центральное место в своей работе, Ги Метанн рассматривает её в контексте западного миропонимания вообще, то есть как частный случай отношения Запада к своим противникам как реальным, так и назначенным им на эту роль. Полный обзор занял бы слишком много места, поэтому я выборочно обозначу несколько затронутых в книге моментов. Цитаты выделю курсивом. С них и начну.

          В сущности, русофобия, в отличие от англо- и германофобии, свойственной французам, сродни антисемитизму — хотя, разумеется, это далеко не одно и то же. Как и антисемитизм, русофобия не является временным явлением, связанным с определенными историческими событиями. Как и антисемитизм, она коренится, прежде всего, в мозгу, независимо от того, как на самом деле ведет себя объект неприязни. Как и антисемитизм, русофобия стремится возвести в принцип отдельные негативные свойства предмета ненависти — в нашем случае, такие как варварство, деспотизм, территориальная экспансия. И тогда ненависть к нации становится вроде бы оправданной.

        ... русофобия сродни расизму: во что бы то ни стало принизить «другого», чтобы сподручней было над ним властвовать. Именно поэтому русофобия — западное явление. Она оперирует теми же категориями, которые Эдвард Саид выделил в «ориентализме»: подчеркивание разницы, утверждение западного превосходства и использование стереотипов для вынесения суждения.

       Почву для русофобии подготовил Великий церковный раскол, начало которому положили события того времени, когда Карл Великий был помазан как император Запада (800 год) и начал оспаривать у императора  византийского  титул преемника Римской империи. Именно тогда в порядок христианского богослужения были внесены изменения, которые в 1054 году и вызвали окончательный разрыв двух ветвей одной религии. И если бы князь Владимир в 998 году выбрал католицизм, то принадлежность России к Европе не вызывала бы никакого сомнения. Или, всё-таки следует уточнить, не вызывала бы сомнения такой мощности, потому что религия – не единственный фактор, способствовавший появлению русофобии. Хотя бы потому, что с религиозными вопросами тесно переплелись чисто земные – вопрос о власти.

          Ги Меттан предлагает подробный обзор принуждения Византии к миру, я же только намекну на один момент. Речь пойдёт о мистификации истории. Для обоснования своих притязаний папы ещё в IX веке  сфабриковали документ, известный как Константинов дар, в котором Византия выставлялась узурпатором наследия Римской империи. Почти пять веков этот документ считался подлинным, сыграв важнейшую роль в формировании того, что мы называем Западом.  Как говорил один печально известный персонаж современной истории - "главное нАчать". С тех пор искусство мистификации на Западе постоянно совершенствовалось, став настоящим искусством, и вовсе не чистым. Как писал в конце XIX века греческий адвокат и историк Кириакос Ламприллос, у жителей восточной империи сложилось впечатление, что они стали жертвой масштабной мистификации со стороны католической церкви и императора Священной Римской империи. Воспользовавшись поражением Византии, последние не только отвергли все, что привнесла греческая византийская цивилизация в христианскую культуру, науки и искусства, признавая лишь вклад античной Греции, но и переписали историю раскола a posteriori, задним числом. Папа и высшие католические сановники уничтожили одни документы и перекроили другие, чтобы обелить Запад и возложить ответственность за раскол на Византию... Мистификация оказалась настолько успешной, что все католики латинского обряда и западные атеисты теперь убеждены, что откололась Восточная церковь, хотя все было наоборот... ,

          Результатом манипуляций стало то, что абсолютно все, так или иначе связанное с Византией, имеет отрицательные коннотации в западном лексиконе и представлениях. Даже название «Византия» свидетельствует о желании принизить жителей Востока, которые никогда не использовали это слово. Сами они называли свое государство Восточной Римской империей, себя — ромеями, а свою столицу — Константинополем, по имени римского императора, ее основавшего. Византия – название небольшого рыбацкого посёлка, на месте которого Константин возвёл город. И, надо заметить, что подобное отношение к Византии доминирует и в нашем, российском, общественном сознании.

        Печально известный призыв Drang nach Osten также имеет отношение к расколу церквей. После восшествия на папский престол Григория VII (1073–1085) обращение России в католичество при поддержке немецких феодалов стало приоритетным для Ватикана. Не будем забывать, что одним из факторов, подтолкнувших Наполеона III к развязыванию войны в Крыму, помимо желания взять реванш за поражение своего дяди, Наполеона I, стали настоятельные требования католических епископов-ультрамонтанов. Они поддерживали польских католиков и грезили новым крестовым походом против православных русских.

        В отношении Византии и средневековой Руси Европа проявила невероятную историческую неблагодарность. Она не только не вернула свой исторический долг, но и увеличила его, беспрестанно очерняя тех, кто спас ее от завоевания турками и монголо-татарами. Во что бы превратилась Европа, если бы Византия многие века не сдерживала натиск арабов и турок? Что бы с ней стало, если бы монгольские ханы и Золотая Орда не захлебнулись собственной агрессией на русской земле?

        А в это время средневековая Европа безмятежно развивалась в культурном и политическом плане, строила соборы, предавалась куртуазной любви и вела утонченные схоластические дискуссии. Не надо забывать и роль массовой эмиграции византийских интеллектуалов в Италию в XV веке, стоявших у истоков Ренессанса.

        Не вызывает сомнений, что без Византии не было бы итальянского Возрождения или оно не было бы столь грандиозным. Без Византии и России не существовало бы ни христианской Европы, ни европейской цивилизации. Разве не велик долг современной Европы перед византийскими греками, московитами и новгородцами?

(Продолжение следует)
Tags: Ги Меттан, Западнизм, Исторические фрагменты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад!

  • Анекдоты по понедельникам

    В предыдущем посте я писал о том, что слова, с течением времени, могут поменять своё значение самым радикальным образом. Кажется, и слово…

  • Ещё раз о словах. Озорные мысли.

    В мире слов с некоторыми экземплярами, с течением времени, происходит "ряд волшебных изменений", в результате чего смысл их меняется самым…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

Recent Posts from This Journal

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад!

  • Анекдоты по понедельникам

    В предыдущем посте я писал о том, что слова, с течением времени, могут поменять своё значение самым радикальным образом. Кажется, и слово…

  • Ещё раз о словах. Озорные мысли.

    В мире слов с некоторыми экземплярами, с течением времени, происходит "ряд волшебных изменений", в результате чего смысл их меняется самым…