crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

«И повсюду тлеют пожары» (Little Fires Everywhere), 2020, США

          Чтение кинематографично в том смысле, что читатель, находясь в процессе, строит в своей голове своеобразное кино.  Погружаясь в действие, он даёт персонажам лица, фигуры, представляет, как выглядит окружающая обстановка. Чаще всего, это происходит неосознанно, автоматически, интуитивно. Книга одна, а читателей много и у каждого получается свой фильм со своими особенностями и со своими акцентами. Начиная смотреть сериал по книге Селесты Инг «И повсюду тлеют пожары», я предполагал, что мои представления разойдутся с тем, что увижу на экране. Но не до такой же степени!

          Роман был изнасилован в извращённой форме. Хотя, если жертва не возражает (а Селеста Инг - продюсер сериала), то это уже не изнасилование, а сексуальная оргия? Дружный женский коллектив в составе двух режиссёров, сценариста и уже упомянутого продюсера надругались над романом примерно так, как Тузик над одним резиновым предметом хозяйского обихода. То есть, порвали его в клочья. Не выдающийся, но очень приличный и достаточно спокойный роман превратили в истеричный сериал, ориентированный, в первую очередь, на женскую аудиторию. Я не социолог, но мне кажется так. Иначе чем объяснить чрезмерную драматизацию сюжета, повышенную слезливость и даже пошлые сцены, крутящиеся вокруг женской физиологии? Если использовать аналогию из области фотографии того времени, когда она ещё была плёночной, то роман отличается от сериала так же, как негатив отличается от позитива. Но, самое неприятное для меня, это искусственное осовременивание книжного варианта, то есть добавление в него «вечных» тем, которые волнуют Голливуд, наверное, уже лет десять.









        Суть романа в том, что даже в размеренной жизни, основанной на подчинении своду правил, неожиданно возникают воронки хаоса, которые могут поглотить и разрушить совсем недавно казавшийся незыблемым уклад. Но мир симметричен, и в царстве хаоса точно так же могут возникнуть очаги, устремлённые к упорядочиванию. В романе символом хаоса является огонь, начинающийся с небольших искорок, но, как помнят старожилы земной тусовки, из искры может возгореться пламя. При определённых условиях. Отсюда, думаю, и название романа. В романе огоньки разгораются не только внутри дома миссис Ричардсон, которую автор сделала представителем сил порядка, но и рядом с Мией, её противоположностью, потому что пятнадцатилетняя Пёрл, дочь Мии, завидует хорошо обеспеченному материально стилю жизни семьи Ричардсон. Случались иногда и чудеса -  несколько раз искорки иррациональности пытались вспыхнуть и в сознании самой миссис Ричардсон, но шансов у них не было, её личные противопожарные службы были начеку.  В общем, плановое хозяйство сталкивается со стихией свободного рынка. Единство и борьба противоположностей. Повсеместная борьба.

        По большому счёту, совпадений между книгой и сериалом два -  пожар в доме семьи Ричардсон, и приезд  в город Шейкер-Хайтс матери-одиночки Мии с дочерью Пёрл. И вот с этого момента у меня начал слегка приоткрываться рот. От удивления. Во-первых, Мия и Пёрл оказались чернокожими, а не белыми, как в книге. Во вторых, тут же, не откладывая в долгий ящик, авторы на полную громкость включили мелодию расизма. Врезали марш, можно сказать. Каждое безобидное, на первый взгляд, слово вызывало в душе Мии и появившегося попозже чернокожего старшеклассника Брайана неадекватную, на мой взгляд, реакцию. Удовлетворюсь тем, что это чисто американские заморочки и мне их не понять. Пускай сами разбираются, у них эта тема звучит и воспринимается, как я понимаю, совершено по-другому.

        Естественно, что не могла быть обойдена стороной и тема однополой любви, которая в книге была обозначена лишь двумя-тремя намёками. Мобилизовали под радужные знамёна не только Мию, в романе всего лишь мимолётно общавшуюся с одной лесбийской парой, но не пожалели и несовершеннолетнюю, неожиданно вручив лесбийское ружьё бунтарке Иззи, младшему ребёнку в семье Ричардсон. Той самой, которая в книге подожгла семейный очаг. Как я уже говорил, сценаристы основательно переделали сюжет романа, и перечислять все новшества нет необходимости.

          Видимо, книга показалась новым авторам слишком пресной, и они решили добавить зрителю остроты ощущений, связанных с основным инстинктом. Мия, в книге не имевшая близких контактов с мужчинами и даже ни разу не видевшая представителя противоположного пола голым (разве что в музее, в зале античных искусств), в своём кинематографическом варианте полностью расковалась и приобрела энергичную бисексуальную историю. Причём, со слов её дочери Пёрл (видимо, мамаша поделилась своей философией с малолетней дочерью), она относится к сексу непринуждённо, как Сага в сериале «Мост», то есть примерно как к мороженому: захотелось съесть - пошла и съела. Съела и забыла. Нет в книге и очень остроумного, на взгляд сериальщиков, момента, касающегося пунктика  миссис Ричардсон насчёт секса по расписанию – только по средам и субботам. Но окончательно доконала меня вот какая вставка. Миссис Ричардсон участвует в заседаниях местного клуба любителей книги, состав которого чисто женский. И вот проходит обсуждение брошюрки, короткое название которой я забыл, но слово вагина на обложке присутствует. Автор книги -  начальница гинекологической клиники, пишет о том, что хорошо знает и хочет в художественной форме донести свои знания до благодарных читателей. Начинаются ужимки и прыжки чопорных дам вокруг деликатного вопроса, но назвать вещи своими именами никто не решается, пока в дискуссию не вмешивается Мия и не начинает резать правду-матку. Когда же любительницы чтения разошлись по домам, обсуждение продолжилось в узком кругу, то есть между миссис Ричардсон и Мией. Неожиданно выяснилось, что миссис ни разу не видела то, что они только что обсуждали. То есть, не видела у себя, чем вызвала немалое удивление Мии, у которой, видимо, день начинается именно с этого. Созерцательная медитация, в некотором смысле.

          Вернусь к началу обзора, где я говорил о том, что при чтении книги каждый читатель – сам себе режиссёр. И не только. Ещё он мысленно проводит кастинг. Так вот, констатирую полнейшее несовпадение моих персональных образов  персонажей романа и тех, которые вылепили в сериале режиссёры со всеми своими подручными. Мия вообще стала другой, и дело не только в цвете кожи. Она стала агрессивна, прямолинейна и жестока. Миссис Ричардсон, которая представлялась мне более холодной и аристократичной, здесь стала суетливой и простоватой, не чувствуется в ней властного начала. Мистер Ричардсон так сильно напоминал мне нашего Медведева, что воспринимать всерьёз я его не мог. Абсолютно не попали в мои образы и дети. Иззи стала для миссис Ричардсон нелюбимым ребёнком, которого она не ждала и не хотела, в то время как в книге всё наоборот - именно излишняя любовь и материнская тревога за здоровье дочери и были причиной усиленного контроля.

          Нарочито назидательный финал, наряду с вагинальным вопросом, и дал мне повод назвать сериал женским. Тут плачут все - плачут не только на  экране, но и, не сомневаюсь, плачут женщины режиссёры, а два режиссёра мужчины с трудом сдерживают рыдания, плачут сценаристы, осветители, гримёры, плачет даже продюсер Селеста Инг (ужаснувшись тому, во что превратили её роман).  Слёзы льются ручьями – какие тут пожары? Впору огонь разводить, чтобы хоть немного обсохнуть.

          Трудно сказать, какое впечатление произвёл бы на меня этот сериал, не будь я уже знаком с книгой. Дом у семьи Ричардсон красивый, это могу сказать определённо, а вот насчёт остального – затрудняюсь.

П.С. О книге немного написал здесь.
==========
Tags: Кино, Сериал
Subscribe

  • Анекдоты по понедельникам

    За минувшие сутки никто не застрелен, не взорван, ни один самолет не разбился, ни один корабль не утонул. Стихийных бедствий не было. Редакция…

  • Анекдоты по понедельникам

    Сидит коллега, лицо хмурое. Спрашиваю: - Что делаешь? Ответ: - Анекдоты читаю… ========== В связи с запретом мата в общественных местах,…

  • Анекдоты по понедельникам

    - Мам, а динозавры в нашей речке водились? - Да откуда я знаю. Это же очень давно было. У дедушки спроси. ============ - Простите, а Вы поститесь? -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Анекдоты по понедельникам

    За минувшие сутки никто не застрелен, не взорван, ни один самолет не разбился, ни один корабль не утонул. Стихийных бедствий не было. Редакция…

  • Анекдоты по понедельникам

    Сидит коллега, лицо хмурое. Спрашиваю: - Что делаешь? Ответ: - Анекдоты читаю… ========== В связи с запретом мата в общественных местах,…

  • Анекдоты по понедельникам

    - Мам, а динозавры в нашей речке водились? - Да откуда я знаю. Это же очень давно было. У дедушки спроси. ============ - Простите, а Вы поститесь? -…