crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

«Белый, белый день» (Hvítur, hvítur dagur) и «О бесконечности» (Om det oändliga). Два фильма

          Люблю смотреть некассовые фильмы, которые знатоки и профессионалы называют артхаусными. Знаю, что я в этом пристрастии не одинок, поэтому расскажу о двух североевропейских фильмах, которые скромно и незаметно, как им и положено,  прошли на немногочисленных экранах. Вообще, расскажу – слишком самоуверенное заявление. В такого рода фильмах всё построено на нюансах, которые не всегда можно передать словом. Два эти фильма объединяет использование приёма, который наверняка имеет устоявшееся название, просто я его не знаю. Я бы сказал, что это «живые картины» или «живые фотографии», но Интернет говорит, что не совсем так. Приём такой – камера с фиксированного места показывает малоподвижную комбинацию из предметов, людей или животных, при этом, большая часть кадра остаётся неподвижной, а движение  сводится к минимуму. Это касается, в первую очередь, второго фильма, но и первый не остался в стороне.

«Белый, белый день» (Hvítur, hvítur dagur), 2019, Исландия, Швеция, Дания



        «Живыми фотографиями» открывается фильм. Зрителю несколько минут показывают пейзаж с одиноким домом в центре. Меняются времена года, меняется погода, время суток, меняется состояние дома - своеобразная история этого места. Виды суровой исландской природы наполнены скупой красотой и подводят зрителя к погружению в атмосферу местной жизни. А затем начинается неторопливое действие на пустынных, по нашим меркам, просторах далёкой страны. Полицейский с красивым исландским именем Ингимундур в автокатастрофе потерял жену и теперь, для снятия психологического напряжения, вынужден посещать психолога. Но основной терапией стало благоустройство дома, одиноко стоящего на морском берегу (того самого, который в начале показывали в режиме живых картинок) и заботой о внучке младшего школьного возраста. Вот так, в приглушённом состоянии, в полуавтоматическом режиме Ингимундур и живёт, пока неожиданно не находит свидетельства того, что жена ему изменяла. Страна маленькая, найти второго участника прелюбодейства труда не составило. Горечь от неожиданного открытия всё разрасталась и разрасталась, пока...
          Что пока, говорить не буду, да это и неважно. Тут главное процесс и его психологическое развитие.

          Суровое, неторопливое кино на фоне исландской природы. Особо отмечу игру детей. В первую очередь «внучки». Очень естественна, не играет, а живёт, ни на секунду не сбиваясь на фальшь. Умеют там работать с детьми, постоянно на это обращаю внимание. Даже однолетнего ребёнка, внука Ингимундура, сумели так снять, что можно подумать –  в его роли снялся заслуженный артист Российской Федерации последних лет, настолько убедительны и жизненны его эмоции.

          Это вторая картина режиссёра  Хлинюра Палмасона, которую я смотрел. Первой были «Зимние братья», тоже артхаус, оставивший, пожалуй, более сильное впечатление. Но и эту ругать не буду. Мне такие фильмы нравятся.

«О бесконечности» (Om det oändliga), 2019, Швеция, Германия, Норвегия, Франция

          А вот это кино на сто процентов состоит их тех самых «живых фотографий». Или картинок, если угодно. Есть несколько персонажей, которые появляются несколько раз, но это ничего не меняет – перед зрителем красивый фотоальбом, настроение и содержание которого ему предлагается ощутить и погрузиться в атмосферу. Не скажу, что мне это полностью удалось, но настроение и эстетику фильма почувствовал. Может, его надо смотреть небольшими порциями, или через некоторое возвращаться и кое-что пересматривать. Пока у меня есть такие мысли.





        Знатоки живописи, возможно, найдут стилизацию под сюжеты некоторых известных картин. Я не знаток, и опознал только две – влюблённые Шагала, летящие над городом, и картину Кукрыниксы о последних часах в бункере Гитлера (в фильме это называлось – о человеке, который потерял надежду).
Кто-то (если судить по озвучке, то женщина) за кадром видит разные картинки из городской жизни и даёт крохотные комментарии, а персонажи молча или немногословно развивают соответствующую тему.

      Кадры выстроены мастерски, а специально подобранные фильтры и, наверняка, дополнительная обработка снятого материала в студии, сближает фильм с живописью. Советую при обнаружении свободного времени попробовать посмотреть хотя бы выборочно. На первом плане эстетика, и можно сказать, что больше и нет ничего. Уточню: эстетика, вызывающая в зрителе эмоции. Впечатление не сильное, но осадок остался.
=========================
Tags: Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments