
Могу только гадать, в чём причина появления в последнее время сериалов, столь негативно показывающих одну из скреп современного общества. Что идеально пошитые костюмы и изысканные манеры прикрывают даже не обычную жестокость, а жестокость с отсутствием рефлексии по отношению к своим жертвам. Эти люди не вонзают в жертв ножи, не стреляют в них их пистолета. У них другие способы и другие возможности, хотя, если возникает необходимость... В то, что художник на Западе волен творить и показывать всё, что захочет, лично я не очень верю. Пределы есть. Он свободен не более показанного им же банкира. Но оставлю свои подозрения в себе, ближе к теме. О сериале «Плохие банки» я писал здесь и всё, сказанное там в вводной части, относится и к «Дьяволам». Если сравнить два фильма, то итальянский выглядит более жёстким и более масштабным, поскольку здесь решаются не локальные задачи внутри одной или двух организаций, а судьбы целых стран. Конечно, акцент сделан на интересы конкретного банка, но дело в том, что, во-первых, этот банк достаточно влиятелен для того, чтобы сотрясать даже мировое устройство, а, во-вторых, косвенно нам намекают и на вещи более высокого уровня. Управляющий банка входит в категорию элиты, стоит на такой ступени, с которой, как он говорит, мир виден совсем иначе, чем с нижних этажей. И, как говорит он же, банкиры это дьяволы, но у них (у банкиров) есть хозяева. А как назвать тех, кто дьяволами управляет? Сериал даёт зрителю возможность самому дать ответ на этот вопрос.
Хочу обратить внимание и на дьяволят, то есть на среднее и низшее звено. С моральной стороны они мало чем отличаются от дьяволов крупных. Видимо, в банке действует своеобразный вирус, который выжигает в душе практически каждого всё человеческое. Не люди, а человекообразные существа. (Напомню, что я говорю о сериале, и всякие совпадения с реальностью случайны). Иногда шевельнётся внутри что-то рудиментарное, защемит на секунды – что же я делаю? Но прошла секунда, и «я в деле». В эту систему трудно попасть, но намного труднее выйти. Есть в этом фильме и борцы с банками -организация, подобная созданной Ассанжем, и действующая схожими методами. Но принесёт ли она счастье, разрушив до основанья сложившуюся порочную финансовую систему? Не очень на то похоже, а вот другие альтернативы режиссёр не рассматривает.
В сериале всё привязано к реальным событиям. Постоянно мелькают европейские лидеры – Меркель, Саркози и прочие, рангом поменьше. Нашлось место даже для несчастного Доминика Стросс-Кана и ещё более несчастного Каддафи. Идёт сражение за выживание Италии, Ирландии, Португалии, Испании, Греции. Всё выглядит очень правдоподобно, хотя есть и сомнения. Например, когда разрешение кризиса вокруг национализации Египтом Суэцкого канала сводят к американской угрозе обвалить английскую валюту, то понимаешь, что многое в созданной картине выгибалось под общий замысел. И, надо сказать, картина получилась цельной.
В заключение скажу, что практически всегда в сериалах более чем из восьми серий (а больше десяти я смотрю очень-очень редко) мне хочется произвести усекновение. Так и здесь - на парочку я бы сократил, ужал бы. Не потому, что там много затянутых сцен (хотя и такое изредка наблюдается), а для пущего динамизма. При этом должен отметить, что фильм, несмотря на только что сказанное, динамичен, остросюжетен и с интригой. Ну и напомню, что многоплановый режиссёр Ник Харран снял «Видоизменённый углерод», «Фортитьюд», «Шерлок», «Доктор Кто» и много чего другого, что можно найти в его фильмографии. А в активе его напарника Жана Микелини есть сериал «Великолепные Медичи». «Дьяволы» - фильм итальянский, но большинство актёров из англоязычных стран. Почему производство Италии, я не знаю. Может, хотели отомстить за тот кризис и показать мерзость запустения в дружной европейской семье? Тогда сейчас им надо запускать новый цикл. Про вирусы. В общем, ждём новинок с Апеннинского полуострова.
=======================