crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

«Вавилон-Берлин», 2020, режиссёр Том Тыквер и другие. 3-й сезон

          Роскошный сериал, которому я бы дал такое определение - стильный. Оно у меня чисто интуитивное и не нуждается в формализации – я так чувствую. Главное, выдержано чувство меры – и ритм, и напряжение, и эмоции. Золотая середина, без перехлёстов в ту или иную сторону. И погружение в атмосферу. Конечно, это не исторический фильм, и Берлин 1929 года здесь свой, киношный, но его чувствуешь, начинаешь в нём жить, видишь все его уголки – от крайней нищеты люмпенов до строгого богатства аристократии. Действие непредсказуемо, и куда оно повернёт в следующий момент гадать бесполезно, хотя и хочется, потому что в основе фильма лежит детективная история и через весь сериал проходит линия расследования, на которую накручивается толстый-толстый слой сопутствующих событий.

          На съёмках фильма, который финансирует один из авторитетных людей берлинского криминального мира, погибает ведущая актриса, а затем эпидемия убийств, подобно коронавирусу, охватывает город. Пресечь эпидемию пытаются несколько сотрудников полиции. Это и есть та самая основная линия. Но сериал интересен и даже актуален (это подчеркну особо) тем, что показывает предкризисное состояние общества  и даёт почву для размышлений, как эти кризисы возникают, кто стимулирует их возникновение, кто потом расхлёбывает последствия и кто становится выгодоприобретателем. Итак, Берлин, 1929 год, до краха фондового рынка остаётся пять недель.







          Показанное общество состоит из нескольких слоёв. Самый многочисленный -  масса обычных людей, которая живёт сегодняшним днём, а планы свои основывает на том, что всё будет развиваться в соответствии с текущей логикой. То есть вера в демократические институты, в экономическую стабильность и так далее. Есть такой синдром Сидония Апполинария – неспособность человека замечать нависающую над ним опасность. Через некоторое время мир полетит вверх тормашками, а Сидоний ничего не видит – сидит себе на берегу Тибра, наслаждается пением птичек и не чувствует, что варвары уже точат свои мечи и совсем скоро от его любимого Рима мало что останется. Это не камень в сторону Сидония, а характерная особенность обыденности. Но кризисы возникают не только вследствие внутренней логики развития. Есть силы, которые способствуют их появлению и выступают катализаторами кризисных процессов. Что нам показали в сериале?

          Криминальный слой точно так же  занят своими делами и не сильно влияет на крутые повороты истории. Он, скорее, разделяет участь основного, разве что, в силу законов естественного отбора, более приспособлен к жизни в мутной воде перемен. А вот те, которые не только ждут перемен и кризисов, надеясь извлечь из них пользу для себя и реализовать свои планы, но и подталкивают мир к катастрофе, заслуживают более подробного упоминания. Персонажи, которые чувствовали приближение обвала фондового рынка, надеясь нажиться на нём, не так интересны – это обычные финансовые спекулянты, пускай и с аристократическим происхождением. А вот те, которые рвутся к власти, намного страшнее и опаснее.

          В сериале это «чёрный рейхсвер» и близкие ему по духу силы. Кризис расшатывает устои государства и, следовательно, расширяет диапазон их возможностей. Всё у них спланировано, всё схвачено, вот только не учли они самую малость – национал-социалистическую партию. Сейчас они считают нацистов шантрапой, которую можно использовать в своих целях для создания хаоса и паники на улицах, и которых после прихода к власти можно будет легко разогнать или усмирить. Но человек полагает, а... а вот кто располагает, можно подискутировать, потому что именно нацисты сняли с кризиса 1929 года те сливки, которыми мечтали полакомиться многие.

        Кончаю, страшно перечесть – очень много получилось отвлечений. О сериале. После первых двух сезонов (о них здесь), которые мне показались небесспорными, с опаской приступал к третьему. Рад, что ошибся. Здесь нет провалов, разве что слишком много курят, и ещё финал на самой последней минуте слегка меня озадачил. Понятно, что психика не только отдельного человека, но и всего германского (и не только) общества была искалечена Первой мировой войной, но всё-таки слишком туманна последняя сцена и, особенно, смысл речей закадрового голоса. Или это заявка на четвёртый сезон? Тогда я не возражаю. Общая моя оценка будет положительной. Мне очень понравилось.
==========
Tags: Кино, Сериал
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О кумирах былых времён

    Фигура Булата Окуджавы давно заняла в моём сознании отведённое ей место, и ни дополнять свои знания о нём, ни пересматривать свои оценки его как…

  • Настоящий полковник

    Впору составлять в России "Список полковников", аналог списка Форбса. А то фамилии быстро вылетают из памяти. Надо бы увековечить, да и в…

  • Срок (Time), 2021, Великобритания, мини-сериал

    Человек и обстоятельства. Можно иначе: человек и враждебная среда. Судьба двух героев сериала сложилась так, что привычное течение их жизни…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Recent Posts from This Journal

  • О кумирах былых времён

    Фигура Булата Окуджавы давно заняла в моём сознании отведённое ей место, и ни дополнять свои знания о нём, ни пересматривать свои оценки его как…

  • Настоящий полковник

    Впору составлять в России "Список полковников", аналог списка Форбса. А то фамилии быстро вылетают из памяти. Надо бы увековечить, да и в…

  • Срок (Time), 2021, Великобритания, мини-сериал

    Человек и обстоятельства. Можно иначе: человек и враждебная среда. Судьба двух героев сериала сложилась так, что привычное течение их жизни…