crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

«Во время войны» (Испания) и "Учительница" (Словакия) - два фильма

          Человеку свойственно копаться в прошлом. Степень погружения у каждого своя, но мало найдётся таких, кто хотя бы изредка не возвращался мысленно туда, куда дороги уже нет. Только тоненькая тропинка в сознании. Искусство тоже часто заглядывает в это прекрасное далёко, но делает это чаще для осмысления/переосмысления, или же банально используя прошлое в целях сегодняшнего дня.

          Сделаю краткий обзор двух фильмов, которые, скорее всего, прошли мимо вашего внимания. Первый – работа Алехандро Аменабара об известном философе и писателе Мигеле де Унамуно и о не менее известном персонаже испанской и мировой истории каудильо Франко.  Второй – чехо-словацкий фильм о гораздо менее значительном историческом моменте – о конфликте в обычной братиславской школе, но которому режиссёр решил придать обобщённое значение, выходящее за рамки боёв местного значения.

«Во время войны», 2019, Испания, Аргентина, режиссёр Алехандро Аменабар





          Гражданская война в Испании. Военные уже образовали центр противостояния красным, как в этом фильме называют республиканцев, но генерал Франко пока ещё в Марокко и только готовится к возвращению в Испанию. Пока он обычный генерал, ничем не выделяющийся из семейства испанских коллег по званию. Унамуно – ректор университета в Саламанке, только что возвращённый на этот пост военными. Он – главное действующее лицо, через которое мы и видим происходящее. Авторитетный в Испании человек, он из самых чистых побуждений словом (то есть тем оружием, которое у него есть) борется с красной угрозой. Естественно, что военные не могли пройти мимо столь ценного кадра и пытаются притянуть его в свои ряды. Достаточно типичная судьба интеллигента, накладывающего свои отвлечённые идеалы на реальную жизнь и потом жестоко разочаровывающийся в практических результатах тех событий, в которых он принял своё посильное участие.
          Отмечу, что Франко показан достаточно осторожно и без ярко выраженных светлых или чёрных мазков. Хитроват, немного коварен, в меру кровожаден – такое время было, события влекли его. Возможно, это и есть испанский подход к этой кровавой странице из своего прошлого? В рамках национального примирения.


Учительница (Ucitelka), 2016, Словакия, Чехия



          Центром, вокруг которого вращается сюжет, стало родительское собрание в одном из старших классов школы в городе Братислава. Не таким ярко выраженным центром, как в нашем «Гараже», например, но акцент сделан на нём, а все остальные линии раскрывают предысторию.  Тема собрания такова: одна из учениц пыталась покончить жизнь самоубийством, и её родители, а также крохотное количество их сторонников, в совместном заявлении обвинили в этом учительницу. Довела, мол, до самоубийства, поэтому просим принять меры и уволить. Конфликт, сам по себе, интересный и фильм, в целом, раскрывает и его причины, и, главное, мотивы поведения родителей, и мотивы эти у многих неприглядны. Как не очень приглядно и не совсем обычно, насколько я могу судить на основании личного опыта, выглядит поведение учительницы.

        Но вот что меня смущает. Время действия – 1983 год, и не оставляет меня подозрение, что на локальный конфликт режиссёр наложил тему страдания словацкого народа от местного марионеточного коммунистического режима,  управляемого из Москвы. Эта учительница не только классный руководитель, но и парторг школы. Причём, она только что пришла в эту школу, и вот, на 1-е сентября, только приступив к работе, она уже стала руководителем партийной организации. Как-то неловко получилось. Хотя у неё связи какие-то, а самое главное – сестра живёт в Москве и, что подчёркивается, замужем за русским. Просто за русским, как за белым господином, поскольку никакого намёка на его важный пост не прозвучало. Достаточно одной таблетки национальности. Вспыльчивый тренер, один из борцов за правду, подчёркнуто просит называть его паном, а не товарищем. Были у него в прошлом неприятности с законом за то, что он избил коммуниста. Не мужика, приставшего к его жене, а именно коммуниста. Само собрание – тоже слепок с общества. Простые и честные люди против учительницы, а член государственной системы и примкнувшие к нему обыватели и подхалимы – за. Ну и колеблющаяся инертная масса между ними. Куда она качнётся? Есть ещё, до кучи, и пострадавший учёный, теперь подрабатывающий уборщиком – у него жена сбежала в Швецию, и вот его репрессируют за это. Так что, цель – не просто анализ целого явления в школьной среде, а пинок прошлому. Ладно, это их дела. Пускай рефлексируют.

=============
Tags: Кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад!

  • Анекдоты по понедельникам

    В предыдущем посте я писал о том, что слова, с течением времени, могут поменять своё значение самым радикальным образом. Кажется, и слово…

  • Ещё раз о словах. Озорные мысли.

    В мире слов с некоторыми экземплярами, с течением времени, происходит "ряд волшебных изменений", в результате чего смысл их меняется самым…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

Recent Posts from This Journal

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад!

  • Анекдоты по понедельникам

    В предыдущем посте я писал о том, что слова, с течением времени, могут поменять своё значение самым радикальным образом. Кажется, и слово…

  • Ещё раз о словах. Озорные мысли.

    В мире слов с некоторыми экземплярами, с течением времени, происходит "ряд волшебных изменений", в результате чего смысл их меняется самым…