crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

«Утомлённые солнцем-2». Она сгорела.

«Утомлённые солнцем-2» уже стали частью истории, причём далеко не лучшей её частью. Поэтому в оценке «великого фильма» буду краток: замах на рубль, удар на копейку. Во всех смыслах этой поговорки. Реклама оказалась ярче самого продукта. И ладно бы с этим шедевром, остался он в прошлом - там ему и место, но один неоднозначный, мягко говоря, фрагмент не могу обойти вниманием.
Речь идёт о сожжении немцами деревни и последующими «разъяснениями» о справедливости возмездия. Такая тема уже звучала у Ларса фон Триера в его Догвилле. Но там всё было отвлечённо и абстрактно, Михалков опустился на землю, вмонтировав эту тему в нашу историю. Вкратце вспомним эту сцену. От проходившей через русскую деревню немецкой колонны отделились три солдата и задержались у колодца. На свою беду, к этому же колодцу выезжает цыганская кибитка. При попытке конфискации немцем их лошади вся цыганская семья, за исключением маленькой девочки, расстреливается. Наблюдавшая за этой сценой молоденькая дурочка девушка умудряется попасть в сферу сексуальных интересов немецкого солдата. Начинается неспешное преследование. Девушка семенит по деревне, стучит в окна и двери, солдат неспешно преследует жертву. На что рассчитывала девушка, ища защиту в домах, рационально объяснить трудно. Или считала, что представитель цивилизованной нации не позволит себе войти в дом без приглашения? Оценка ситуации деревенскими жителями была более реалистичной, совершать бессмысленный подвиг желающих не нашлось. При том, что в самой деревне остались только дети, женщины и старики - не самый боеспособный состав, да и тела цыган лежат перед глазами. Действие перемещается в огромный сарай, где насильника, а затем и отправившегося на его поиски товарища, настигает возмездие посредством народного русского оружия - вил. Это подоспела помощь со стороны неожиданно оказавшейся рядом женщины, незадолго до этого изнасилованной немцами на глазах деревни (повторю, в которой остались только дети, женщины и старики). Оставшийся в живых солдат обнаруживает тела, начинает кричать и дуть в мощный свисток. Колонна возвращается, сгоняет жителей на площадку перед сараем и выдвигает ультиматум: если не будет назван конкретный виновный, то виновными окажутся все. Поскольку непосредственные исполнители наблюдали эту сцену с горы, а среди жителей не нашлось тех, кто ради спасения всех добровольно взял бы на себя ответственность, жителей запирают в сарае и сжигают.
Теперь поднимемся на гору, где за разворачивающейся трагедией наблюдают, по сути дела, «виновницы» происходящего. Молодая потрясена увиденным – за что их так, ведь они не убивали немцев? Но более зрелая считает иначе – они видели, как меня насиловали трое немцев, но ни один не вышел, не помог, прятались и смотрели…. «Не мешай Богу. Он не хочет нашей смерти. Значит, мы нужны для чего-то». «Я знаю, зачем Он меня оставил. Что бы я папу нашла» - подхватывает тему молоденькая. Догорает сарай, немцы едут дальше, наши героини расходятся в разные стороны. Функция взрослой женщины исчерпана и она растворяется в неизвестности, молоденькая продолжает свой путь – ей нужно выполнить свою миссию, найти папу. Или лучше так: найти Папу. Обе нашли для себя объяснение, надо думать, с ним согласен и режиссёр. Эпизод закончен… Пути Господни неисповедимы, но люди часто пытаются трактовать их, исходя из своего понимания и, часто, в свою пользу, а иногда, чтобы просто успокоить свою совесть. В христианстве один пострадал за всех, на экране мы же видим обратное – все страдают из-за одной. Михалковский Бог предстаёт перед нами в своём ветхозаветном, безжалостном обличии. К тому же получается, что для наказания нечестивой деревни Богом была выбрана немецкая зондер-команда - оружие сомнительного свойства. Что же касается двух нагорных сиделиц, то теперь ситуация перевернулась и про них можно сказать их словами – прятались, смотрели и не помогли.
Но это всё экранные герои, давайте вспомнил про того, который вдохнул в них жизнь - про Творца и бывшего хорошего режиссёра. Не могу отделаться от ощущения, что значение истории с сожжённой деревней не ограничено рамками сюжета и у автора было желание спроецировать её на историю страны, точнее – на советский период. Объяснить и подвести базу: мы мучились, страдали, кому-то не дали премию, кому-то звание, кому-то шапку, кого-то не печатали, не посылали за границу…. А вы всё видели, молчали и не помогли. Поэтому, гори ваша деревня страна синим пламенем. Вместе с вами. Заслужили. Сами виноваты. А мы будет стоять на горочке, и поплёвывать на головешки. И так будет всегда.
Tags: Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments