crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

Мигель де Унамуно. "Туман" и "Авель Санчес". Два романа.

        Кто такой Мигель де Унамуно, в общих чертах я представлял. Его имя частенько встречалось в связи с модной в прошлом веке философией экзистенциализма.  У меня до сих пор не пропало желание ознакомиться хотя бы с его азами -  вот как только научусь без запинок выговаривать это слово, так сразу и возьмусь. А может и не возьмусь – тут свежего навалило столько, что не успеваю отмахиваться. Кое-что, конечно, я знаю. Что раньше – курица или яйцо существование или сущность? Или, другими словами, насколько предопределена судьба человека с момента его рождения – сам ли он, и только он один, творец своей уникальной личности и своей судьбы, или же его личность – продукт социальный, генетический и т.д.  Конечно, вопрос не стоит в форме или-или, но определяющая роль в формировании и раскрытии своей сущности всё равно остаётся за каждым конкретным человеком. Хорошо, сидя в уютном кабинете, оценивать веса сущностей и существований, но как быть с теми, судьба которых с детства задана именно условиями окружения, определяющими для них и уровень образования, и скудный выбор профессий, и прочие прелести обществ или его слоёв, где в основе всех мыслей и мотиваций лежит поддержка физического выживания. Экзистенциализм - философия сытого человека. Философия для индивидуального использования. При том, что, как мне помнится из прочитанного уже давно, расцвет этой философии часто связывали с общественным кризисом, падением доверия к религии и массовым нигилизмом. Противоречия здесь нет, во время любого кризиса всегда найдутся сытые люди, переживающие такие исторические моменты обострённо.  Не исключено, что я заблуждаюсь, и даже очень глубоко, но хотел написать небольшое введение для столь же небольшого обзора двух романов Мигеля де Унамуно, а что-то опять понесло. Ближе к книгам.

        В Библиотеку всемирной литературы включены два романа Мигеля де Унамуно. Несмотря на то, что в обоих романах герои страдают, смеются (редко) и плачут (чаще), написаны обе книги разумом, а не чувствами. Автору важнее донести до читателя мысль, а не переживания. Понятно, что я говорю о своих ощущениях, при этом не исключено, что сам Унамуно, или другой его читатель, с этим гневно не согласятся. Замечу ещё, что владеющий более полным знанием об экзистенциализме, сможет увидеть в этих романах смыслы, недоступные профану.

          Первый, «Туман», интересен своей формой, точнее, тем, что писатель выдаёт за новую форму романа. Он даже придумал ей название – руман. Всё действие выстраивается на диалогах, которые и занимают большую часть текста. Причём, наличие собеседников не обязательно, достаточно и внутреннего мысленного разговора. Это далеко не пьеса, просто удельный вес прямой речи очень велик, что, при отсутствии длинных отвлечённых описаний, придаёт действию динамизм.  Сам автор является, фактически, одним из персонажей, только спорит он, главным образом, со своим главным героем. Основным предметом этих споров стал вопрос – кто реальнее, писатель или персонажи его книг? Тема интересная, но далеко не единственная в румане, название которого прямо указывает на иллюзорность жизни человека, на то, что она наполнена ненастоящим, и задача человека – развеять эту пелену, вырваться за её пределы, обрести своё я, раскрыть свою сущность. Есть там много метких замечаний и умственных построений, мне же больше всего запомнился один потешный  персонаж – анархист с гибкой практикой применения своих теоретических построений в личной жизни. Очень неплохой и динамичный роман, но, на мой взгляд, он сильно уступает второму, который называется «Авель Санчес».

   Библейский сюжет о Каине и брате его Авеле разыгрывается в испанских декорациях. В романе имена немного другие – Хоакин и Авель, но первое (в русском варианте, по крайней мере) слегка созвучно  библейскому. Только у Мигеля де Унамуно они не родные братья, а близкие друзья, с самых малых лет не разлучавшиеся друг с другом
.
         Главной тема романа стала зависть -  всепоглощающая  и разрушительная. Зародилось это чувство в  Хоакине, казалось бы, на почве чувства благородного -  на жажде справедливости. Но справедливость – бритва обоюдоострая. Слишком часто в жизни под её прикрытием творят самые неблаговидные дела. На что только не способен человек, если его поставили под знамёна восстановления порушенной справедливости.  Иногда, когда знамёна свернут, этот же человек посмотрит, что он натворил и ужаснётся – неужели это был я? Бывают и такие прозрения, но не так часто, как хотелось бы.

          С детства Авель, не прилагая никаких усилий, становился первым в негласном соревновании, проходившим в душе Хоакина, страстно желавшим почестей и наград, но постоянно остававшийся вторым.  Незаслуженно, по его мнению.  Нарыв зрел, окончательную же точку поставила холодная красавица Елена, которой хотели подарить любовь оба друга. Девушка отвергла дары Хоакина и предпочла Авеля. После этого плотину окончательно прорвало, и ненависть заполнила все чувства и мысли Хоакина. Собственно, роман именно об этом – о зависти,переродившейся в ненависть, и погубившей талантливого человека.  И, беря выше, о ненависти как субстанции, которая предшествует рождению и не исчезает со смертью, а преследует душу человека и в загробном мире.

        Почти век прошёл с момента выхода в свет романа «Авель Санчес», но его актуальность от этого нисколько не пострадала. Такие книги и называют классикой, потому что они привязаны не к конкретному времени, а к вечным чувствам, которые будут волновать человека, пока он живёт на своей планете. Живёт, несмотря на все свои попытки эту планету уничтожить. Но это уже сюжет для другого романа.
==========
Tags: Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments