
В небольшой карельский посёлок (обозначу расположение по месту съёмки фильма), в глушь, в разруху и грязь приезжает молодая и красивая женщина Антонина, даже своей яркой одеждой выделяющаяся на фоне пасмурной осени. Она из Петербурга, но километрах в пятнадцати от посёлка находится тюрьма, в которой отбывает наказание её муж, известный в своих не очень широких кругах художник. По сфабрикованному, как она всем говорит, обвинению – ударил полицейского. Намёк на известные обстоятельства тоже более чем прозрачен. В общем, вспоминаются и жёны декабристов, и Катерина из «Грозы», та, которая луч света. А царство здесь и в самом деле тёмное.


На фоне изумительной, тонкой и лиричной осенней природы мы видим чёрную дыру, прореху на человечестве, если ещё раз использовать образ из классики. У нас страна большая, и стоит сказать «я такого не встречал», как тут же найдётся десяток человек, которые напишут «у нас именно так», а человек пять – «у нас в сто раз хуже». Хорошо, пускай, есть такие места с массовой, тотальной разрухой. Но камера, в нашем случае, специально подчёркивает этот момент, подолгу задерживаясь на драных обоях, на стенах облезлого, тошнотворного подъезда. А что же люди?
А ничего, притерпелись. Заброшенные всеми в пространстве и во времени, они вынужденно самоорганизовались так, что наверху оказались не самые умные, справедливые или умелые, а сильные. Самым сильным в посёлке оказался уголовник, которому даже убийства сходят с рук, и которого боятся все жители. И не только самого уголовника, но и его брата-старшеклассника, который стал источником власти в школе. Понятно, что за атмосфера в посёлке. Не высовываешься – проживёшь, высунешься – получишь, если жив останешься. Никому они не нужны, никому не верят и ни на чью помощь извне не рассчитывают. Даже время там течёт по-своему, и для кое-кого из них Петербург всё ещё остаётся Ленинградом. Замахнулся ли режиссёр на модель всей замкадной России, или, всё-таки, сфокусировался на конкретном, частном случае, мне неизвестно, да и не имеет большого значения.

В этот мир, в котором свои законы и свои устоявшиеся внутренние связи, ярким метеоритом врывается художница Антонина , пристроившись учителем черчения и рисования в местную школу. «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала» писал Радищев, нечто подобное испытала и Антонина. Идеалистка, со своими представлениями о том, что такое хорошо, и что такое плохо, она пытается добиться справедливости, подключив сначала полицию, в лице скромненького и тихонького стража законности, но закон, пока путешествовал из Петербурга в этот посёлок, изрядно устал и бессильно скукожился. Антонина делает попытку апеллировать к народу и раскрыть ему глаза на то, что все кругом, начиная с самых верхов, нам врут, и надо жить не по лжи, но... не даёт народ того ответа, на который она рассчитывала, потому что у народа своя тактика поведения, народ никому не верит. Нам врут, и мы в ответ врём, так что, в расчёте.
Школьная тема – предмет отдельного разговора, который слишком бы раздул и без того объёмный отзыв. Поэтому совсем кратко. Случайно ли так получилось, или это сигнал от режиссёра, что он вступает в полемику со знаменитым «Доживём до понедельника», но схожесть Антонины и героини Печерниковой из советского прошлого смотрится вызывающе. Если так, то цель мне не очень понятна – показать, как изменилась школа, ученики, учителя? Намёк на то, что есть в детях светлое и талантливое, которое задавила среда, и выявлять которое должны учителя? Кажется, что тут режиссёр больший акцент делает на том, что именно атмосфера всей местной жизни губительна для скрытых ученических талантов. Среда, а не педагогический коллектив, стала мишенью.

Но и коллектив этот самобытен в своей серости. Авторы подбирали его поштучно, сделав из него просто музей необычных существ, приспособившихся к экзотическим местным условиям. Опять же не могу сказать, насколько картины школьной жизни соответствуют реальности, но выглядят они для меня просто дикими - настолько велика разница между моим школьным опытом и тем, что показано на экране. Кто знает, тот пусть и судит. Коллектив из «Простого карандаша» интересен не сам по себе, а, как я понял, должен раскрыть и ещё одну режиссёрскую мысль: можно ли причислить сегодняшних педагогов к интеллигенции? Нет, нельзя - так заявляет один из учителей, и робкие возражения коллег только оттеняют его правоту. Учителя уже слились с серой массой, стали её частью, обыдлились. И весь ход фильма подтверждают эту мысль. Но свято место пусто не бывает.

Что мы видим в «Простом карандаше»? Не называя вещи своими именами, тем не менее, вывод ненавязчиво предлагается: креативный класс – вот кто у нас теперь остался на троне «совести нации». Но народ, который должен прислушиваться к образованным и передовым людям, тёмен и жесток. Его не трогает ни искусство этого авангарда общества, ни его идеи, ни его призывы. Они не понимают друг друга, они говорят на разных языках. Самой повторяемой фразой в фильме стало почти заклинание, обращённое к Антонине – «уезжайте отсюда». Печальный финал был не просто ожидаем, он был необходим для цельности замысла, дело было только в форме – как всё это произойдёт. Всё это и произошло.
Несмотря на то, что пока были, в основном, критические слова, я оценю фильм положительно. Всё-таки проблемных картин у нас не так много. Да и, честно говоря, не только у нас. То, что мне не очень понравилось предложенная режиссёром модель общества, не означает однозначного осуждения. Задумка неплохая, больше вопросов по реализации. Действие продвигается рывками, в разорванном ритме. Не все персонажи убедительны, да и не всегда озвучены внятно, но это беда не только «Простого карандаша». Тем не менее, рекомендую. Во всяком случае, там можно найти тему для размышлений.
Это второй фильм, который я смотрел у режиссёра Натальи Назаровой. Первым была «Дочь» - тонкая, пронзительная работа, незаслуженно обделённая зрительским вниманием. Не политизированная и, при этом, серьёзная и трагическая. Правда, тогда Наталья Назарова снимала в соавторстве с Александром Касаткиным, и какая часть моих похвал относится к Назаровой, сказать не могу. Посмотрите, сравните.
============