crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

Выставка в ЦДХ, что на Крымском мосту. Москва, 17 ноября 2019 года. Часть вторая.

          Продолжение рассказа о выставке в ЦДХ, как и обещал в первой части, будет о работах, которые трудно отнести к жанру реализма. Фантазия художника часто выносит его за рамки привычного нам видения мира. А вот всегда ли зритель может понять замыслы или проникнуться хотя бы частью тех эмоций, которые автор вложил в свои произведения? Далеко не всегда, к таким работам требуется подходить с ключом, который вам может предоставить только создатель или уполномоченные им лица. Со своей отмычкой тут толка не будет. Поясню, что я имею в виду.

          Возьмём картину П.Ф. Челищева «Феномен» (иногда её почему-то называют «Феномена», я использую то название, под которым она представлена на выставке). Сын помещика из Калужской губернии, родившийся в 1898 году, а в 1920 покинувший родную страну, считается одним из основателей мистического реализма и сюрреализма, на несколько лет опередив прорывы Дали. Подробности как биографии художника, так и тех направлений, которые развивал и поддерживал Челищев, легко можно найти в Интернете. Подробности очень интересные, но они не совсем уместны в моём кратком обзоре всей экспозиции музея. Поэтому покажу картину, а потом скажу, что на ней изображено



        Основным проектом Челищева считают триптих «Ад-Чистилище-Рай». Замысел последнего (Рай), по каким-то причинам, остался нереализованным, «Чистилище» теперь в Нью-Йорке, «Ад» же, тайно, как пишут, перевезённый через границу в рулоне среди декораций балетной труппы Джорджа Баланчина,  оказался в Москве в Третьяковской галерее – Баланчин выполнил просьбу Челищева.
          То, что на картине изображён ад, можно догадаться, только зная замысел художника или получив предварительное знание из других источников. А если вы эту картину видите впервые, ничего о ней не зная, и прочитали только табличку – «Челищев П.Ф. (1898-1957), Феномен. 1936-1938»? То-то и оно. Но, даже узнав каким-то образом, что вы видите ад, некоторые детали всё равно будут для вас не прояснёнными. Например, в левом нижнем углу Челищев изобразил себя, а женщина со спицами – это Гертруда Стайн, его близкая знакомая. И это не говоря уже о смысловых нагрузках, которые Челищев вложил в это полотно.

          На этом заканчиваю со стонами, которые издавал, желая намекнуть, как трудно мне, не имея специальной подготовки, наслаждаться искусством такого рода)) Чтобы получше рассмотреть некоторые подробности, приближу правый нижний угол



          Скажу ещё, что впервые я подобный стиль увидел на небольшой выставке картин математика Фоменко (широко известного, в первую очередь, не за свои научные достижения, а  благодаря своим популярным в конце прошлого века работам по альтернативной истории). Было это давно, и помню, что был впечатлён необычными образами.

          Что-то задержались мы у этой картины, а впереди ещё много разного-прекрасного.  Две картины,  в которых тоже присутствует и обыгрывается библейская тема.

Анненков Ю.П. 1918 год. «Адам и Ева»



Автора не помню, а называется картина «Кремлёвские Адам и Ева». Более приближенные к нам во времени.



          Искусством можно наслаждаться и проникать в его глубины в разных позициях. Можно стоя, как делает девушка выше, можно и лёжа, как в случае с панно Экстера «Венеция». Великая сила искусства  с ног валит



Есть и те, которым удобнее сидя. Три картины Шагала







Художник с замечательной фамилией Петров-Водкин тоже был замечен и отмечен



          Рядом с картиной того же автора в угол поставили скульптуру, которую я, по темноте своей, назвал примерно так – девушка, делающая себе эпиляцию. Подошёл поближе, а она чулок надевает



          Из некоторых предыдущих моих реплик можно сделать вывод, что я не приемлю никаких отклонений от реализма и натурализма. Это совсем не так -  я не люблю извращения, а что отнести к ним, то это, простите уж, моё дело. Большинство из того, что я здесь показываю, вызывает у меня или положительные, или нейтральные эмоции, а те, которые мне непонятны или неприятны, я вставлять в пост (пост в жж-шном смысле, конечно) не стал. За небольшим исключением.
          Например, работа Гончаровой Н.С. «Соляные столпы» 1909-1910 г.г. В конце концов, и старинная иконопись тоже не прорисовывала детали, но выразительная сила от этого не уменьшалась. Скорее наоборот.



А вот работа 1912 года мужа её, Ларионова М.Ф., мне безразлична. Художник в то время увлекался идеями примитивизма, наверное, и эта картина произрастает оттуда.



Надо и то, что не вызывает у меня никакого отклика, тоже показать. Авторов не знаю, да и не хочу.





Если с линейкой и циркулем, то ещё ничего



На этом «шедевре» наверху пришпилена табличка «Помни! Ты к ужину, а враг к оружию». Стул-пулемёт – оружие, не имеющее аналогов в мире. Разработка Орлова Б.К.



Теперь нейтральные отзвуки советского прошлого





Это тоже оттуда







Не только Петров-Водкин видел красных коней, но и художнику Поздееву посчастливилось встретить в лесу парочку



«Кувшины в земле» Краснопевцева



«Крик» Нестеровой Н.И.



Это Ника (на переднем плане). Богиня или нет – сказать не могу. Просто Ника, другой информации у меня нет



          Под потолком тоже какое-то произведение, но уже звенел звонок, призывающий освобождать помещения, и конкретизировать, что это выражает и символизирует, я не могу. Слева видна картина Татлина «Натурщица».



Напоследок, как и в самом начале, ещё одна странная картина. Редько К.Н. «Восстание», 1925 год.



Некоторые лица узнаваемы, а в центре Ленин в странной позе – кажется, что сейчас встанет на цыпочки, крикнет «Асса», и восстание начнётся.



Вот и всё. Поверьте, что за рамками осталось очень много интересных работ (если, конечно, вам интересны те, что я показал). Так что, выставка ждёт вас.
=========
Tags: Искусство, Москва
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анекдоты по понедельникам

    Совсем скоро перед каждым фильмом: «Внимание! Фильм содержит сцены с людьми без масок! Нахождение в общественных местах без маски опасно для…

  • Местные выборы.

    Демократические процедуры паутиной опутали жизнь современного общества, и оно в ней бьётся и жужжит, подобно незадачливой мухе. А паук внимательно…

  • «Хороший человек», 2020, Россия, режиссёр Константин Богомолов

    Этот сериал давал возможность прибить сразу двух зайцев. Первый – Константин Богомолов, о театральных постановках которого я был наслышан, но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments