crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

Два фильма: «Про Клаву Иванову» 1969 год, «Дом и хозяин» 1967 год.

          За последнюю пару месяцев смотрел не только французское старое кино, но и до нашего добрался. О первом,  «Про Клаву Иванову», скажу совсем коротко – неплохой, трогательный, хотя и достаточно стандартный советский фильм о не очень удачной девичьей судьбе. Главную роль молоденькой девушки сыграла Наталья Рычагова. Я видел много фильмов советского времени, в которых снимались актёры, в настоящее время уже умершие, но вот щемящее осознание того, что пройдёт время, и  вот эта юная, только вступающая в жизнь девушка, играющая Клаву Иванову, после этих съёмок успеет не только состариться, но и умереть, с такой остротой посетило меня, пожалуй, впервые. Смотришь кино, а чувство нет-нет, да и нахлынет. Ужасающая парадоксальность безжалостного времени.



А вот второй фильм, «Дом и хозяин», оказался посложнее.



           Действие картины «Дом и хозяин» начинается в 1947 году и длится около десяти лет. В самом начале в родную деревню с войны (как я понял, из плена) возвращается Егор Байнев – мужик с характером, который иногда, в крайних его проявлениях, называют говнистым (не за столом будет прочитано). Послевоенная деревня без мужских рук, без техники, разрушенная и разбитая во всех смыслах. И нищета – ни дом построить, ни корову купить. И появляется в голове у Егора мысль уйти из колхоза на вольные хлеба, за длинным рублём, как тогда говорили. Надо ведь детей поднимать, хозяйство обустраивать. Только вот время шло, а Егор так и мотался по стране, ограничивая связь с семьёй денежными переводами. Потому что, если хорошо искать, то можно найти места, где рубль становится всё длиннее и длиннее. В общем, накрыла Егора страсть к деньгам, замутила голову, поцарапала душу. Надо сказать, что даже эта обычная для советского искусства тема реализована в фильме своеобразно и без перехлёста в критическую сторону. Я бы даже сказал, что уклон скорее в психологию – показана реакция человека на внешние условия. Это не означает, что главная мысль картины такова: вот, гады, до чего довели хорошего человека. Такую мысль, конечно, можно вывести на первый план при наличии желания, но это будет слишком убого. Надо всё рассматривать в целом, в единстве и борьбе противоположностей. Борьбы индивидуального и общего, Егора и государства, и, как это ни странно, Егора и его семьи. Странным может показаться потому, что именно забота о семье выбросила Егора из родной среды, но эта забота стала для него стволом, на котором выросли уродливые ветки.

          Режиссёр Будимир Метальников, поставивший ещё и «Молчание доктора Ивенса», более известен как сценарист очень неплохих картин – «Алёшкина любовь», «Простая история», «Женщины» и так далее. «Простую историю» с Ноной Мордюковой и Михаилом Ульяновым («хороший ты мужик, но не орёл»), наверное, помнят многие. Вот такое же погружение с сельскую жизнь и в этом фильме. Погружение со знанием дела, с тонкостями и особенностями именно того времени, а не набор картинок о деревне вообще. Получилась многоплановое, интересное кино, которое и познавательно, и имеет художественную ценность. И очень странно, что я впервые услышал о нём только в этом году.
==========
Tags: Кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад!

  • Анекдоты по понедельникам

    В предыдущем посте я писал о том, что слова, с течением времени, могут поменять своё значение самым радикальным образом. Кажется, и слово…

  • Ещё раз о словах. Озорные мысли.

    В мире слов с некоторыми экземплярами, с течением времени, происходит "ряд волшебных изменений", в результате чего смысл их меняется самым…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments