
Предполагаю, что этот фильм будут смотреть далеко не все, читающие этот отзыв, поэтому раскрою больше, чем обычно, подробностей, не выдавая при этом деталей развязки.
Мать и её двое взрослых детей – сын и дочь. Оба семейные, но у дочери детей нет, несмотря на все их с мужем старания, а вот у сына есть ребёнок. И есть жена. Точнее, это у его жены есть муж, поскольку именно она безоговорочный глава семьи. И ещё в собственности матери есть дача, чуть ли не главное действующее лицо картины или, прибегнув к другой аналогии, лакмусовая бумажка, показавшая – кто есть кто.
Считается, что один ребёнок мало, а два лучше. Лучше, но и опаснее, когда дело доходит до дележа наследства. Серьёзная болезнь матери приводит её к необходимости задуматься, что будет после того. Решение далось ей просто, по накатанному алгоритму – дача отойдёт сыну. Собственно, это и есть всё материнское наследство. Дача и стала катализатором душевных и телесных волнений.

В фильме всего пять действующих лиц (маленькую дочку сына не считаю, потому что у неё и роль маленькая), и с чувством глубокого удовлетворения могу отметить – все роли сыграны объёмно, каждый из пяти персонажей представляет собой типаж, встречающийся часто и в реальной жизни. Начну с «посторонних». Мужа дочери описать сложнее всего, потому что он простой, не хватающий с неба звёзд человек, работающий на каком-то заводе. Просто хороший человек. Таких много, хотя и недостаточно. Типаж жены сына тоже встречается на каждом шагу примерно в том же количестве. Подмяв и парализовав волю к сопротивлению безвольного мужа, она сделала его своим приложением и помыкает им как хочет. Теперь подойдём поближе к семье.
Возможно, мать воспитывала детей одна, потому что никаких упоминаний о её муже в фильме нет. Мне она показалась эдаким тихим самодуром, без лишних движений гнущим свою линию. Отношение к своим детям лучше всего высвечивает её характер, Такой пример. Как я уже говорил, детей у дочери нет, хотя желание стать матерью огромное. Семь лет безуспешных попыток, и никакого результата. Утро. Встреча на кухне. Мать, слышащая ночью характерный скрип кровати за стенкой, без труда нашла для дочери нужные слова – «артель напрасный труд». Сказала мимоходом, и пошла. Что при этом чувствует дочь, её не беспокоит. Проблема неравномерного распределения материнской любви существует не только на экране. В нашем случае сыну доставались все пряники, а дочери – крошки с барского стола. Сын мог делать, что хотел (не выходя за установленные рамки, конечно), а дочь должна была беспрекословно повиноваться всем материнским прихотям и желаниям. Лишь однажды она посмела ослушаться и сама выбрала себе мужа, и муж стал личным врагом своей тёщи. Дочь всю жизнь помогала матери, а вместе с мужем поднимали и поддерживали в порядке ту самую дачу, которая и стала яблоком раздора. Сын же изредка заглядывал туда по приглашению, небрежно делал замечания (ступеньку надо поправить), и быстренько уезжал восвояси. Он даже в больницу к матери заезжает только за документами для оформления своих прав на наследство, предоставив уход своей сестре. Да и дача ему совсем не нужна, но жена сказала – "взять!", вот он и берёт.
Частная жизнь – это целый мир, там свои масштабы и вещи, со стороны обычные и мелкие, внутри этого мира приобретают совсем иное значение. И дача здесь стала своеобразным символом, оценкой твоей предыдущей жизни, дел и поступков. И в этом частном мире, по мнению дочери, происходит несправедливость, унизительная для неё как личности. Это вовсе не мещанская обида (на что намекает постер к фильму), основанная на подсчёте копеек – а не обнесли ли её при разделе? Мать в очередной раз, на границе ухода в мир иной, растоптала её человеческое достоинство, указала ей на её место – как тут остаться спокойной? И дочери пришла в голову шальная мысль.

Вот такая интрига, а теперь немного о реализации. Думаю, что не все заложенные потенции были раскрыты. Не хватает пока режиссёру (это его дебют как режиссёра и как сценариста) мастерства, чтобы на протяжении всей картины создавать и поддерживать соответствующее происходящим событиям напряжение. Провалы в динамике действия не заменишь музыкой, к тому же весьма заунывной. Получилась, скорее, зарисовка из серии «раскрась сам». Программный, ключевой монолог главной героини звучит набором банальных, избитых слов. Нет подводки к перелому в её сознании, который привёл к принятию важного решения. Бывает в жизни, что мысль приходит спонтанно, но в кино это должно быть обставлено более основательно, а не скороговоркой.
Тем не менее, мне фильм понравился и зацепился в памяти. Не я же виноват в том, что даже попыткам сделать хорошее кино приходится аплодировать. Пускай не громко и без криков браво. Запомнилась игра актёров, а насчёт главной героини скажу так – я бы хотел посмотреть её у сильного режиссёра (возможно, таким очень скоро станет и сам Игорь Каграманов) в картине с более сильным сценарием. Очень перспективный коллектив собрался в этой картине. Да и кино хорошее, если мерять его по критерию понравилось/ не понравилось. К тому же снималось оно в Калуге, что для меня тоже плюс. В итоге, для меня плюсы намного перевешивают минусы.
=========