crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

О выставке в Пушкинском музее

          Пока вы тут просиживаете в соцсетях штаны и другие наполнители гардеробов, в Пушкинском музее открылась новая экспозиция с инсталляциями. Инсталляция - это вам не коворкинг какой-нибудь, а слово, обозначающее не просто высокое искусство, а искусство утончённое. Не всем дано его понять. А непонимание порождает агрессию, и хорошо пока вербальную. Зоозащитники возбудились – как посмели издеваться над животными! Хорошо, что директор музея Марина Лошак дала этим людям, не доросших до понимания лучших образцов культуры, лаконичный, но сильный ответ. «Бред» - сказала, как припечатала.  В общем, лошадь не настоящая, хотя подозрения развеяны ещё не у всех. Чучело лошади под седлом и в сбруе, подвешенное вместо люстры, символизирует размышления автора о русской революции и крушении ее идеалов. Называется инсталляция "Баллада о Троцком". У вас появились соответствующие названию ассоциации?



         Автор – широко известный в узких кругах итальянец Маурицио Каттелан. Не сразу пришло мастерство к молодому сапёру художнику (или инсталлятору?). Поначалу ему пришлось трудно – косная среда никак не признавала его работы, но терпенье и труд всех перетрут. Так и произошло и с нашим мастером, который, в конце концов (не один конечно)  сильно раздвинул рамки общественного сознания в части ответа на вечный вопрос, что такое искусство? Я бы даже сказал, очень сильно раздвинул, даже рамки погнул.

          ...при всех, ставших легендарными акциях, именно так, скорее всего их нужно оценивать, квинтэссенцией творчества Каттелана нужно признать памятник 2010 года под названием L.O.V.E на площади Аффари (Affary) в Милане в виде среднего пальца. которым принято выражать известную всем непристойность. Эту скульптурную инсталляцию Маурицио подарил городу, которому ничего не оставалось, как установить и торжественно открыть ее на одной из своих главных площадей.

          Ко всему тому, что уже написано, нужно добавить одну и, возможно, главную особенность, благодаря которой Маурицио стал тем, кем сейчас считается, и на которую практически никто не обращает внимания. Это его социальная заостренность, критическое отношение к внешней среде, под которой нужно понимать как систему мироустройства вообще, так и модель государственного управления отдельно взятого государства, к которому относится его родная Италия, в частности.

          Вообще, в такого рода искусстве чуть ли не главное – создать себе имя, бренд. И вот тогда дела пойдут в гору. Покупатели подобной продукции – люди богатые и для них такие «произведения искусств»  - один из способов позиционирования своего статуса. Кто-то яхтами увлекается, а кто-то искусством. В разных его проявлениях и в разных формах выражения. Но, если касаться финансов, то значимость бренда прибавляет нули (с правой стороны) к ценам на продукцию Вот, например, одна и та же, по сути, инсталляция:

          Начиная с 1996 года, он повторяет в разных вариациях еще одну работу с политическим подтекстом под названием "Баллада о Троцком". Если в 1996 году эта работа была продана, как художник признается, за небывало высокую для него цену в пять тысяч долларов, то в 2004 году ее повторение под названием "Novocento" (Новый век) на Нью-Йоркских торгах Sotheby's ушло из под молотка аукциониста уже за 2 миллиона 140 тысяч долларов, а на торгах Christie's в 2001 году за нее отдали около одного миллиона долларов. В работе оплакивается смерть Троцкого и, что более важно, крушение его идеалов. Чучело лошади, подвешенное в воздухе, как бы показывает неопределенность состояния, по выражению самого автора, "замороженную энергию". Лошадь буквально застряла между двумя мирами.

        В России работы художника практически не видели, за исключением шахмат, названных "Добро против зла" (2003 год), в которых Каттелан на одной стороне выставил злодеев - Гитлера - в качестве короля, Сталина, Распутина, Аль Капоне, Донателлу Версаче - в качестве королевы, а на другой хороших парней - Мартина Лютера Кинга, Далай Ламу, Святого Франциска, Мать Терезу, Ленина, Буратино... При этом Зигмунд Фрейд удостоился художественной чести быть как бы и белым и черным, учитывая, что цвет в этой инсталляции никакой роли не играет. Сделаны такие шахматы были в семи экземплярах, не считая четырех авторских. На аукционе Sotheby’s 12 ноября 2008 года один экземпляр под лотом № 386 был продан за 458,5 тысячи долларов, а другой под № 458 за 332,5 тысяч долларов.


Маурицио Каттелан  любит инсталляции с чучелами животных. Вот ещё одна его известная работа в этом жанре – «Белка, которая покончила с собой».



          Не могу обойти вниманием и ещё одну его работу. 4 мая 2016 года в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке была представлена работа Каттелана – «Золотой унитаз». Объект был создан из 18-каратного золота (750 проба) и появился на месте обычного унитаза в одном из туалетов музея. При этом любой посетитель выставки мог им воспользоваться. Возможно, речь здесь идет о социальном неравенстве в современном обществе.

        Можно смело сказать, что тем самым Маурицио Каттелан  внёс в искусство свежую струю. И не только свою, предложив посетителям выставки стать соучастниками творческого процесса. Искусство принадлежит народу. И народ им пользуется.
Вот на этой оптимистической ноте и поставлю точку.


П.С. Курсивом выделены цитаты отсюда, а про унитаз – из другого источника, который уже не помню. Надеюсь, что авторское право нарушено не очень сильно.



======
Tags: Искусство, Пир духа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

Recent Posts from This Journal