crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

Холодная война (Zimna wojna), 2018, Польша, Великобритания, Франция, режиссёр Павел Павликовский

          Своим фильмом режиссёр Павликовский попал в десятку – приз за лучшую режиссуру в Каннах, Оскар за лучший иностранный фильм, и ещё, прицепом, целая россыпь из жемчуга помельче. Ничего удивительного - тема сейчас пользуется спросом, надо только её приготовить и подать соответствующим образом. Всё и было сделано в рамках современного западного взгляда на историю. В мягком варианте, но без отклонений от линии партии. События ленты охватывают период с 1949 года по 1964 и, начинаясь и заканчиваясь в Польше, забрасывают своих героев, транзитом через Берлин, в Париж. Трагедия двух любящих друг друга людей в «невозможное время», как хлёстко назвали исторический фон в гуляющем по сети анонсе к картине. Ну и, попутно (умышленно или просто так случайно получилось?), эта  трагедия дала лишний повод показать послевоенную Польшу как жертву понятно кого и понятно чего.



         Начну с краткого описания сюжета и, поскольку это не детектив, раскрою некоторые (но не все) подробности. Начинается всё в 1949 году. В бывшем некогда богатом, а теперь полуразрушенном помещичьем доме власти решили образовать интернат для музыкально и танцевально одарённой молодёжи. Для этого  со всех окрестных сёл и хуторов привезли целую машину молодых людей, из которых Виктору, одному из двух главных героев, и его помощнице надо отобрать ядро для фольклорного ансамбля песни и пляски. На просмотре Виктор обращает внимание на Зулу – молоденькую сельскую девушку с интересным голосом. С этого и началась история грустной любви  музыканта-интеллигента и простой девушки-селянки, которая поёт.



          Постепенно мастерство Зулы и всего ансамбля росло, появились выезды за рубеж, но через некоторое время власти начали регулировать репертуар ансамбля и даже заставили включить в него песню о Сталине.



        Этого утончённая душа интеллигента вынести не смогла, и Виктор предлагает Зуле собрать чемодан и вместе с ним перейти на территорию Свободы, где они сами будут выбирать, что петь и как плясать. Благо, Великой Берлинской стены в то время ещё не было, и перейти на другую сторону можно было достаточно свободно. Но Зула в условленное место не явилась, и Виктору пришлось покинуть царство тьмы в компании со своим чемоданчиком. Так он оказывается в Париже, где и продаёт свои музыкальные способности небольшим джазовым клубам. Успехом это не назовёшь даже при самом большом желании. Зула же в это время, продолжая карьеру певицы, выходит замуж за итальянца и в один прекрасный день приезжает в Париж. И снова вспыхивает вялая любовь, разгорается вялая страсть.  Но... и в Париже всё не так, всё не так, ребята – наши герои возвращаются в Польшу и, после некоторых событий, о которых, желая сохранить интригу, я рассказывать не буду, добираются до момента, когда на экране появляется надпись «Конец фильма» (или то, что сейчас заменяет её). Вот и всё кино.



          Несмотря на то, что и соцлагерь, и каплагерь показаны одинаково отстранённо и без заметных преувеличений, всё-таки первому пинков достаётся больше. Даже визуально вот как показана польская сторона - помещичья усадьба с признаки разрушения, унылые кадры из столовой, поездки по нищим деревням и, конечно, грязь. Вообще, грязь становится важным кинематографическим элементом, посредством которой режиссёр создаёт у зрителя нужное ему (режиссёру) эмоциональное настроение и отношение к происходящему. Пора искусствоведам   всерьёз взяться за тему «Грязь в современном кинематографе. Образы и символы, за ней стоящие». Режиссёр, вроде бы, объективно выписывает и Запад и Восток, и, если смотреть отстранённо, то соцлагерь в фильме мало отличается от каплагеря – оба холодны и оба вымораживают душу наших любовников. Но при этом Польша показана так, что зритель должен сделать вывод - политическая система и есть главное зло, а что касается Парижа, то это недостатки отдельных людей или, в крайнем случае, если уж потянет на обобщения, это пороки богемы – узкой прослойки общества. Мне  даже кажется, западный зритель и не сочтёт это недостатками, а вот польские дела – это совсем другое дело, там подозрение сразу же падает на систему. Кстати, весьма спорное утверждение – ту же Зулу вытащила из села именно система, да и покушение на жизнь отца не сильно помешала её певческой карьере. Виктор, который в Польше морщился душой от лжи, в Париже совершенно спокойно и без всяких внутренних колебаний выдумывает для своей любимой новую биографию – она, мол, из глуши, сидела в тюрьме и танцевала в Кремле перед Сталиным. Своя ложь не воняет.  На возмущение и удивление Зулы Виктор, также с удивлением, отвечает – а что здесь особенного, так все делают. Чем пикантнее биография, тем легче себя продать. Эдит Пиаф вообще в борделе жила, и вот какой успех сейчас.  А вообще, если перестать всё валить на несовершенный мир, то надо сказать, что самая настоящая горячая война шла между двумя любовниками, и не внешние условия определили их судьбу, а они сами, как бабочки ночью, летели на огонь и вряд ли что-то могло кардинально изменить их судьбу – нюансы да, а результат навряд ли. Трудно поверить, что они могли бы быть счастливы когда-нибудь и где-нибудь. Так в жизни бывает.

          А теперь о том, как всё это реализовано. Кино чёрно-белое, наверное потому, что отсутствие красок лучше передаёт холод исторического времени, дополнительно  подыгрывая названию фильма. Посмотрев отзывы, постоянно встречал восторги по поводу операторской работы. Работа действительно неплохая, но я же не первый раз в кинотеатре – ничего выдающегося, обычный добротный уровень, откуда так много чепчиков? Что касается игры актёров, то заторможенный главный герой может и должен был таким образом изображать обмороженного на холодной войне, но смотреть на вялого и тусклого персонажа удовольствие ниже среднего. Вообще, единственным живым человеком в картине оказалась Зула. И ещё фольклорный ансамбль – песни украшают действие. Но эмоционального сочувствия к любви двух этих людей у меня не случилось. Что стало виной, не могу сказать однозначно. Совокупность разного рода мелких факторов, в том числе общая вялость и невнятность действия, отторжение от образа главного героя и так далее.

          Фильм, по большому счёту, средний. А причина его «звёздности, думается мне, в ориентации на профессиональное кинематографическое сообщество, а, точнее, на ту его часть, которая заседает в жюри разных конкурсов. Правда, причиной могла быть и слабость конкурентов, на фоне которых и «Холодная война» смотрится гигантом – это тоже нельзя отбрасывать, я и сам не припомню ничего из урожая 2018 года, оставившее след хотя бы в памяти, не говоря уже о чувствах. Та же "Зелёная книга",  оскароносец-2018, вряд ли войдёт в золотой фонд кино. Причина, скорее, в теме картины. Кинематограф с каждым годом всё теснее переплетается с политикой, и эта связь становится уже вполне открытой – что стесняться-то, все свои. Такое положение не только в кино, взять, например, Нобелевскую премию по литературе и её недавнего лауреата, небезызвестную и у нас Алексиевич, в недалёком прошлом пламенную комсомолку. Таковы реалии - какая жизнь, такое и искусство.
=======
Tags: Кино
Subscribe

  • Анекдоты по понедельникам

    За минувшие сутки никто не застрелен, не взорван, ни один самолет не разбился, ни один корабль не утонул. Стихийных бедствий не было. Редакция…

  • Анекдоты по понедельникам

    Сидит коллега, лицо хмурое. Спрашиваю: - Что делаешь? Ответ: - Анекдоты читаю… ========== В связи с запретом мата в общественных местах,…

  • Анекдоты по понедельникам

    - Мам, а динозавры в нашей речке водились? - Да откуда я знаю. Это же очень давно было. У дедушки спроси. ============ - Простите, а Вы поститесь? -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Анекдоты по понедельникам

    За минувшие сутки никто не застрелен, не взорван, ни один самолет не разбился, ни один корабль не утонул. Стихийных бедствий не было. Редакция…

  • Анекдоты по понедельникам

    Сидит коллега, лицо хмурое. Спрашиваю: - Что делаешь? Ответ: - Анекдоты читаю… ========== В связи с запретом мата в общественных местах,…

  • Анекдоты по понедельникам

    - Мам, а динозавры в нашей речке водились? - Да откуда я знаю. Это же очень давно было. У дедушки спроси. ============ - Простите, а Вы поститесь? -…