
Итак, 1847 год. Дезертировав из английской армии, которая занималась «защитой своих интересов» где-то в Афганистане (скорее всего, потому что наш герой там тоже служил), бывший солдат Фини, навыки которого соответствуют нынешнему спецназовцу, возвращается в родную деревню (или как там у них называется небольшое поселение в сельской местности). Его задумка – забрать семью и уехать в Америку. Однако, действительность не способствует его замыслам: дом пустует и разграблен, мать умерла, брат приговорён судом к расстрелу и приговор был приведён в исполнение. Пытался он воспротивиться выселению семьи, но и сам пропал, и семья его теперь сидит на морозе без еды и без крова. Надо заметить, что и сами ирландцы (бедные, во всяком случае) ненавидят не только англичан, но и к своим, поступившим на службу короне, тоже относятся с презрением.
Такая вот атмосфера и такова диспозиция. Фини начинает мстить своим обидчикам, то есть тем, которые причастны к смерти его близких. А цепочка виноватых, начинаясь в его же деревне, тянется всё выше и выше, останавливаясь на лондонском лорде, богатом хозяине местной округи. На поимку мстителя выезжает небольшой отряд из трёх человек. Начинается сближение сторон – Фини мстит, а преследователи всё ближе и ближе приближаются к нему. Ситуация стандартная, не так давно, например, я писал о фильме «В погоне за Бонни и Клайдом». Ситуации схожи, только у американцев события показаны с точки зрения государства, хотя беднякам в фильме ближе грабители. Но тогда в Америке тоже было несладко – Великая депрессия не фунт масла. Так что, если бы и наш фильм снимали с точки зрения преследователей и, особенно, глазами и мыслями командира этого небольшого отряда, то и выглядело бы всё односторонне. Здесь симпатии режиссёра, скорее, на стороне мстителя. Фильм, как ни крути, ирландский.
Нам показывают 1847 год, но несчастья начались ещё в 1845. За время голода Ирландия потеряла четверть населения, если считать умерших от голода и холода, и тех, кому удалось убежать в Америку. Конечно, кино всего лишь маленький лучик, много ли он может высветить. К тому же это художественный фильм, и эта сторона доминирует. Иногда кажется, что сцены мщения можно было бы и ужать, потому что попахивает боевиком при том, что заявка изначально сделана на серьёзный разговор. Но боевик занимает не так много места, к тому же он больше европейский, чем голливудский. И ещё за одну мелочь уцеплюсь – внешний вид главного героя ближе к кавказскому типу, абрек какой-то мне чудился всё время, а не ирландец. Мешало слегка. В целом же получился художественно-познавательный фильм. Тяжеловатый, со смазанными красками и заунывной музыкой (волынку подозреваю). Лично для меня познавательная сторона перевесила художественную, но, тем не менее, снимали кино профессионалы, и получилось пускай не ярко и сильно, но в памяти остаётся. К тому же подталкивает к расширению знаний о том времени, и даже при незначительном погружении в тему открываются ещё более ужасные подробности. Например, здесь, но это уже совсем не кино.
======