crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

«Дорога на Берлин», 2015, Россия

          В ночь с 9-го на 10-е мая случайно подключился к одному фильму о войне. Посмотрел минуту, другую, ещё немного – и втянулся, несмотря на то, что пропустил  почти половину. Необычное для современного российского кинематографа – скромное, спокойное, без комиссаров, политруков, заградотрядов и прочих практически обязательных элементов, которые должен содержать современный российский фильм про ту войну. Должен, а этот не содержит, точнее, почти не содержит, если, конечно, этого не было в первой половине, но я её не видел, и стилистика фильма не подразумевает её наличие. Хотя сюжет предоставляет для этого все возможности.



          По территории, находящейся между наступающими немцами и отступающими советскими войсками, правильный солдат, казах по национальности, ведёт проштрафившегося молоденького лейтенанта в штаб, где его должны принять и расстрелять, согласно постановлению, которое лежит в кармане у конвоира. Та часть фильма, которую я видел, и представляет собой передвижение всё более сближающейся друг с другом парочки по лесам, полям и дорогам. Движение, которое для одного должно закончиться выполнением приказа, а для второго – расстрелом. Собственно, и сам лейтенант связан этим распоряжением не меньше, чем его сопровождающий. Много психологических нюансов как раз и связано с этой странной намагниченностью обоих героев, ведь достижение цели для них имеет совершенно разные последствия. Хотя по пути встречается много людей, но, по сути, в фильме только три персонажа – о двоих я уже сказал, добавлю и ещё одного. Точнее, одну – молодую вдову, в доме которой пришлось переночевать нашим путникам. Типаж – грубоватое слово, но другое как-то не приходит на ум. Молодая женщина, перед самой войной вышедшая замуж и, не успев пожить с мужем и нескольких дней (недель, даже месяцев – всё равно мало), в один миг оказывающейся вдовой  - такой типаж часто встречается и в литературе, и в кинематографе. Недолюбленная и недолюбившая. В этом фильме ей отведено совсем немного экранного времени, но образ её получается выпуклым и человечным. И её судьба говорит о войне ничуть не меньше, чем судьбы двух наших героев. Парадоксальность войны, как, опять же, не совсем уместным кажется и это слово. Но мне трудно найти для войны нужные слова.

        Повторю - негромкая, скромная лента, но вот запомнилась почему-то. Хотя бы тем, что не похожа на большинство наших фильмов, как будто бы снятых с использованием одного и того же руководства, которое не показывают зрителю, но о негласном наличии которого можно судить по косвенным признакам. Я, среди прочего, объясняю это и тем, что продюсером выступил Карэн Шахназаров, возможно, и задавший режиссёру какие-то рамки, а, ещё раз возможно, и давший несколько советов. Да и литературная основа тоже не писульки современных шабашников от культуры, а проза Казакевича и дневники Симонова. Получилась, в итоге, небольшая зарисовка, рассказывающая о войне больше, чем некоторые, с треском и грохотом предпрокатной рекламы, прошедшие по экранам  «опупеи про войну». И, с таким же треском, в прокате провалившиеся.
========
Tags: Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments