
По территории, находящейся между наступающими немцами и отступающими советскими войсками, правильный солдат, казах по национальности, ведёт проштрафившегося молоденького лейтенанта в штаб, где его должны принять и расстрелять, согласно постановлению, которое лежит в кармане у конвоира. Та часть фильма, которую я видел, и представляет собой передвижение всё более сближающейся друг с другом парочки по лесам, полям и дорогам. Движение, которое для одного должно закончиться выполнением приказа, а для второго – расстрелом. Собственно, и сам лейтенант связан этим распоряжением не меньше, чем его сопровождающий. Много психологических нюансов как раз и связано с этой странной намагниченностью обоих героев, ведь достижение цели для них имеет совершенно разные последствия. Хотя по пути встречается много людей, но, по сути, в фильме только три персонажа – о двоих я уже сказал, добавлю и ещё одного. Точнее, одну – молодую вдову, в доме которой пришлось переночевать нашим путникам. Типаж – грубоватое слово, но другое как-то не приходит на ум. Молодая женщина, перед самой войной вышедшая замуж и, не успев пожить с мужем и нескольких дней (недель, даже месяцев – всё равно мало), в один миг оказывающейся вдовой - такой типаж часто встречается и в литературе, и в кинематографе. Недолюбленная и недолюбившая. В этом фильме ей отведено совсем немного экранного времени, но образ её получается выпуклым и человечным. И её судьба говорит о войне ничуть не меньше, чем судьбы двух наших героев. Парадоксальность войны, как, опять же, не совсем уместным кажется и это слово. Но мне трудно найти для войны нужные слова.
Повторю - негромкая, скромная лента, но вот запомнилась почему-то. Хотя бы тем, что не похожа на большинство наших фильмов, как будто бы снятых с использованием одного и того же руководства, которое не показывают зрителю, но о негласном наличии которого можно судить по косвенным признакам. Я, среди прочего, объясняю это и тем, что продюсером выступил Карэн Шахназаров, возможно, и задавший режиссёру какие-то рамки, а, ещё раз возможно, и давший несколько советов. Да и литературная основа тоже не писульки современных шабашников от культуры, а проза Казакевича и дневники Симонова. Получилась, в итоге, небольшая зарисовка, рассказывающая о войне больше, чем некоторые, с треском и грохотом предпрокатной рекламы, прошедшие по экранам «опупеи про войну». И, с таким же треском, в прокате провалившиеся.
========