crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

«Кроткая» Лозницы и «Левиафан» Звягинцева. Два фильма

          Наконец-то приобщился к культурным достижениям прогрессивного человечества и посмотрел «Левиафана».  Точнее, сначала я посмотрел «Кроткую» широко известного в узких кругах Сергея Лозницы, а потом, слегка прифигев от увиденного, вспомнил, что у меня в заначке есть ещё одна бутылка картина, и решил это дело усугубить – гулять так гулять. Что могу сказать. При желании эти ленты можно считать близнецами-братьями, особенно, если повысить градус претензий к фильму Звягинцева до тех значений, которые были отмечены мной во время его выхода на экран. Формально, всё можно свести к общему знаменателю: преступная власть и забитый, тёмный народ, способный только, матерясь, пить горькую и предаваться незатейливым развлечениям. Левиафан-государство и маленький человек – борьба с предопределённым результатом. Но такая простая математическая операция у меня не прошла. Постараюсь объяснить, почему.

«Кроткая», 2017, режиссёр Сергей Лозница

        Франция, Россия, Германия, Латвия, Литва, Нидерланды, Украина – вот столько заказчиков и исполнителей у этой картины! В заголовок не поместилось, пришлось вынести в отдельную строку. Всем надо угодить, да и собственные амбиции в карман не засунешь.



       Достаточно молодая женщина получила возврат посылки, которую она отправила своему мужу в тюрьму. До этого все доходили, а вот с последней что-то пошло не так. Женщина решила прояснить вопрос на местной почте, но не тут то было. С этого и начались её приключения – она собирает вещи и едет к месту заключения своего мужа. Дорога, а затем и поиски возможности выяснить, что происходит, и составляют основу картины. Только режиссёр-то у нас не простой, поэтому он всё облёк в иносказательную форму, впрочем, в главных контурах легко прочитываемую, а копать глубже и искать расшифровку всей символики мне не хочется, да и смысла в этом не вижу.

        Режиссёр выстроил модель страны, живущей по тюремным понятиям и в которой тюрьма с её управляющим и обслуживающим персоналом даёт  простым людям возможность обеспечить себя скудными средствами к существованию. Разбирать сюжет – дело бессмысленное. Тут всё, и жизнь людей, и сами люди показаны не просто в карикатурном виде - это, скорее, пасквиль в духе самых глумливых представителей этого жанра времён холодной войны. И все эти обращения к высококультурному зрителю путём цитирования классиков русской литературы ничего в сути картины не меняют. Даже очевидная перекличка с «Замком» Кафки мало что прибавляет фильму, настолько всё залито толстым слоем грязи, что ощущаешь её просто физически. Причём, эти неприятные ощущения приносит даже не сама грязь, а её состав – настолько всё избито, настолько всё уже сто раз было проговорено и миллион раз показано, что превратилось в пошлость. И это ещё мягко сказано.

          С Лозницей всё понятно, это его путь, он его выбрал и уверенно шагает по нему. Бог ему судья. (Если есть интерес, то вот мой старый отзыв на его «Счастье моё»). Тут вот что меня задело – большинство актёров, согласившихся протащить эту телегу по грязной дороге, из России, и если появление Ахеджаковой здесь вполне гармонично, то увидев на экране Бориса Каморзина, я слегка расстроился, не ожидал. Читал, что много актёров из театра Коляды, но их имена мне ни о чём не говорят, а вопрос остаётся – зачем вы туда лезете?

Левиафан, 2014, режиссёр Андрей Звягинцев



          Пример Левиафана лишний раз показывает, насколько контекстно-зависимыми являются произведения искусства. Любого уровня, чтобы не было соблазна увести разговор в сторону и свести его к анализу – искусство ли Левиафан? К фильму Звязинцева, насколько я помню, претензии касались, в основном, того, что персонажи его пьют, матерятся, и вообще, всё неприглядно и пессимистично. Во-первых, он по этим критериям далеко не на первом месте, взять, к примеру, Юрия Быкова, не говоря уже о Сигареве. (Список не полный, более того, я вообще без подготовки не могу назвать нашего режиссёра, снимающего оптимистическое кино). Во-вторых, упрекали его в том, что снимает для западного зрителя и ориентируется на его ожидания. Возможно, не знаю масштабов творческих претензий господина Звягинцева. Но, насколько я представляю систему, отбором фильмов на фестивали занимается государство и оно само посылает звягинцевские ленты за границу, надеясь, наверное, получить там приз и радостно отрапортовать в программе «Время» о подъёме российского кинематографа. Если это так, то вина государства здесь куда весомее, чем вина режиссёра.

          Но, в отличие от Кроткой, лично у меня не возникает поводов для масштабных обобщений и, соответственно, для упрёков режиссёру в том, что он так видит всю Россию. Показан частный случай в отдельном месте и с конкретными людьми (даже, смутно я вспоминаю, вообще это случилось в Америке). Понимаю, что такое творится во многих местах, но я говорю о «Левиафане» и не вижу в нём претензий на построение глобальной модели. И я бы понял обвинения со стороны государственных органов разного уровня в клевете или в преувеличениях, так самую крутую волну обвинений гнали именно те, кто сам бы мог, при неблагоприятном для них стечении обстоятельств, стать жертвой подобных «царьков».

        В общем, я увидел совсем не то, что ожидал. На шедевр не тянет, но вполне добротное кино. Думаю, если бы не фестивальный уклон режиссёра, такого гнева он бы не вызвал.
---------------
Tags: Кино
Subscribe

  • О помещичьем хозяйстве. Одно замечание

    Читаю сейчас книгу Прудниковой «Битва за хлеб...» и встретился мне там фрагмент о технологическом отставании земледелия российского от…

  • Почерк Толстого Л.Н.

    Я уже писал об одном удивительном озарении, которое снизошло на совсем ещё юную Соню Берс и помогло ей расшифровать мудрёное послание робкого…

  • Читаю книгу Толстой С.А.

    Зёрна фанатичного поведения современных поклонников какой-нибудь звезды от масс-культуры, обожествляющих своего кумира и превращающих предметы его…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments