
Гражданская война 1918 года в Финляндии была короткой, но кровопролитной, и жертв в ходе белого и, в меньшей степени, красного терроров было гораздо больше, чем на полях сражений. Белые, с помощью немецких войск, победили, и фильм показывает уже заключительные эпизоды той войны – концлагерь, в котором содержатся проигравшие. Туда привозят труппу столичного театра вместе с лучшим комиком страны. Начальник лагеря ставит им задачу – рассмешить главного в группе немецких военных, заглянувших к ним в лагерь. Рассмешите – будете жить, нет – расстрел. Всё действие и крутится вокруг этого узелка. Что сказать? Не совсем привычен стиль показа достаточно типовой для кинематографа ситуации – в наших, особенно советских, фильмах концлагерь показывали намного жёстче, драматичнее. Возможно, толстый слой времени, отделяющий наше время от 1918 года, смягчил для финнов остроту того конфликта. И отмечу ещё своеобразный финский юмор, не очень смешной, на мой взгляд и вкус. Несмотря на два этих замечания, посмотреть фильм не помешает, поскольку даже такая информация о тех событиях интерес представляет, всё-таки по официальным источникам из 3 миллионов финнов в результате военных действий, расстрелов и смерти в концлагерях погибло 36 тысяч человек, практически каждый сотый житель страны, и всего за несколько месяцев.
«22 июля» (22 July), 2018, Норвегия, Исландия, США

Перенесёмся почти на 100 лет вперёд, в почти соседнюю страну Норвегию, где 22 июля 2011 года Андерс Брейвик взорвал бомбу в Осло, а затем устроил бойню на острове Утойя. Теракты, досудебное нахождение Брейвика в тюрьме и, наконец, суд над ним – три основных эпизода в этом фильме. На них накладывается история юноши, пострадавшего от его пуль, и испытывающего проблемы адаптации как в норвежском обществе, так и в своей семье. Отмечу ещё и положение адвоката, взявшегося защищать Брейвика, и подвергшегося осуждению со стороны окружающих.
Просматривается назидательная направленность фильма, цель которой – предотвратить повторение подобных случаев и дегероизировать как действия Брейвика, так и его личность. Насколько фильм соответствует реальности, мне судить трудно. Но основные вехи происшедшего, думаю, воспроизведены близко к тому, что произошло в Норвегии 22 июля 2011 года. Только из-за этого мне, например, смотреть реконструкцию было интересно. Несмотря на это, остаётся впечатление, что можно то же самое было показать лучше, сильнее.
=======