crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

"Сердце мира" и "Не чужие". Два наших фильма

          Посмотрел три российских фильма – два обычного формата и один сериал. О сериале отдельный разговор, а сейчас о фильмах. Режиссёры этих фильмов – люди известные не только в узком кинематографическом междусобойчике.  Наталия Мещанинова, помимо своих режиссёрских работ, ещё и сценарист успешной в прокате «Аритмии», отношение к которой у зрителей  неоднозначное, но тем не менее. Да и этот, в котором она и режиссёр и сценарист, тоже не хухры-мухры какая-нибудь (или какой-нибудь?), а победитель Кинотавра-2018.  Второй фильм сняла Вера Глаголева. Это моё первое знакомство с её режиссёрскими работами и, думаю, последнее. Очень жаль, потому что как актриса она мне запомнилась с хорошей стороны.

Сердце мира, 2018, режиссёр Наталия Мещанинова



         Мне нравятся такие фильмы – слегка похожие на документальные, погруженные в обыденную, повседневную жизнь обычных людей, без спецэффектов и без спецстрастей (практически). Таких не так много не только у нас, но и на Западе, где работает куда более мощная киноиндустрия. Невыгодны они с коммерческой точки зрения, маловато в них черепашек Ниндзя. Не могу сказать, что «Сердце мира» относится к лучшим образцам своей категории (той, которую я тут ввёл), но внимания зрителя фильм заслуживает.

          Звероводческая станция – небольшой пятачок, вырванный из леса и отгороженный от него забором. Управляет этим хозяйством семья из трёх человек (родители и дочь, у которой ещё есть сын школьник),  тут же проживает и ветеринар Егор, да изредка нарисовываются два приходящих работника из отряда пожизненных пофигистов. Фрагментарно появляются в кадре сосед милиционер, и группа бешеных защитников природы под зелёными флагами. Остальные персонажи  из животного мира: собаки, олени, енот и лисы. Вот лисы и представляют основную ценность на этой ферме, потому что их используют для натаскивания охотничьих собак. Присовокуплю к действующим лицам и окружающую природу, поскольку она в фильме самоценна сама по себе, даже если всё вокруг размокло от дождя и сочится грязью. Грамотно подготовленную грязь отмечу особо.

          Начну с артистов. Лучше всех, на мой взгляд роль получилась у Дмитрия Поднозова, сделавшего своего Николая Ивановича (главного на станции) живым человеком. Хороши и жена его, и сосед милиционер, роли только у них совсем небольшие. Яна Сексте, если говорить о всех её работах,  которые я видел, играет в своей манере (или в силу своих возможностей), и результат зависит от того, насколько точно попадут её манеры в  предложенную ей роль. На мой взгляд, в "Сердце мира" именно туда они и попала. Заодно, по сюжету и фамилию свою оправдала (грубая шутка, смеяться не надо).   И, наконец, ветеринар Егор, за роль которого Девонин на уже упомянутом выше Кинотавре получил приз за лучшую мужскую роль. Не знаю, не знаю. Вспомнил по этому поводу древнегреческий театр и маски, которые надевали артисты на голову, и если маска изображала, например, ужас, т о актёр так и носил это выражение весь спектакль.   Вот что то похожее я увидел и здесь, как появился в кадре Егор с отрешённым, почти застывшим выражением лица, так и проходил с ним практически весь фильм. Умышленно, по требованию режиссёра, как результат собственного прочтения образа, или же таков его профессиональный уровень? Мне неизвестно, потому что я мало знаком с его артистическим портфелем. Хорошо, достаточно об артистах, пора заканчивать. Да, пацанчика чуть не забыл, не выпадает он из действия, поэтому сыгравшего его школьника тоже отмечу плюсиком.

          По сюжету, главный герой Егор несёт в себе психологическую травму, нанесённую ему в детстве матерью-алкоголичкой. Станция для него оказалась тем убежищем, в которое не доходят сигналы из его прошлой жизни. Так ему казалось, и так ему хотелось. Может быть, заторможенное выражение его лица и должно продемонстрировать масштабность травмы? Что касается всего действия, то нет смысла останавливаться на том, какие жизненные ситуации проецируются на этот фильм. Всё достаточно прозрачно, зачем разжёвывать очевидное?

          Лично у меня эмоциональный  след оставило не действие, а  скорее природа, на фоне (или на теле) которой копошатся людишки. Людишки, в данном случае, не знак пренебрежительного к ним отношения, а указание на масштаб сопоставляемых величин. Но это копошение и составляет жизнь. Где-то так.

Не чужие, 2018, режиссёр Вера Глаголева.



          К сожалению, ничего хорошего об этом фильме сказать не могу. Не за его «левиафановость», хотя и раздолбанный вид городишки с заброшенными карьерами, и унылые его жители с примитивными, не выходящими за пределы поддерживающих существование желаний не могут вызвать ничего, вызывающего симпатии. Куда хуже фальшивость ситуации, фальшивая игра актёров, фальшивый сценарий с примитивными диалогами. Возможно, это следствие исходного материала - пьесы Ольги Погодиной-Кузминой «Глиняная яма» и никакой режиссёр не смог бы вытянуть провальный материал на достойную высоту. Возможно, я с пьесой не знаком, а вот кино видел.

          Итак, в этот городок возвращается из Москвы молодая... гм, девушка (не знаю, какое другое слово тут будет уместно, как-то в русском языке нет универсального обозначения молодой неженатой женщины), сбежавшая в своё время от презираемого ей города в столицу и, используя свои внешние данные, нашедшая там богатого папика. Папик, естественно, женат и в один не самый прекрасный для неё день она оказывается ему ненужной. Приходится возвращаться в родной дом, к матери, где неподалёку живёт её незадачливая сестра, нашедшая крепкое мужское плечо на соседнем рынке. Молодой красавец из Средней Азии,  переживший у себя дома страшную трагедию и до сих пор (аналогия напрашивается с Егором из «Сердца мира»)  не сбросившим тяжёлый груз той потери. И вот между красавцем и красавицей (в большей степени) вспыхивает любовь. (Так следует из сюжета, хотя поверить в это сложнее, чем увидеть на экране). Городок, как я говорил, маленький, информационные службы на уровне... в общем, начинается кутерьма. Действие даже не хочу обсуждать, вот что мне совсем не понравилось.

        «Мусульманин», есть такой фильм у Хотиненко. Там в родные места возвращается из моджахедского плена советский солдат, принявший в далёких краях ислам. И вот он, такой чистый и мультикультурный, попадает в деревенский разврат, разврат духовный, разврат бытовой. Так в том фильме. Вот и в «Не чужих» примерно то же самое, только заезжий красавец смотрит ещё на всё и на всех с угрюмым презрением. Смотрит, мучается, но не уезжает. Я вот только один момент до конца не уяснил – он, по замыслу, на протяжении всего фильма должен являть собой луч света  в тёмном царстве, или только в самом конце стал таковым? То есть, безоговорочным светлым, потому что по ходу пьесы и на нём появлялись тёмные пятнышки. Вот и всё. Достаточно. А то, что фильм хотел и что должен показать, скомпрометировано тем, как это показано. И в нашем случае это «как» перевесило «что».
=====
Tags: Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments