Ой, как худо жить Марусе
В городе Тарусе!
Петухи одни да гуси,
Господи Исусе!
В городе Тарусе!
Петухи одни да гуси,
Господи Исусе!
В своё время песня на слова стихотворения Николая Заболоцкого «Городок» впервые, пожалуй, оживила для меня название районного центра Калужской области, наполнила его яркой картиной тягучей и унылой провинциальной жизни. Унылой для постороннего взгляда, по крайней мере. Девочка Маруся, гуси, петухи – всё это настолько типично и так легко воспроизводимо в воображении, что нет-нет, да и подталкивало – надо заехать и хотя бы одним глазком глянуть на мучения незнакомой девочки, в компании с домашней птицей томящейся в небольшом городке на берегу Оки. Но слишком долго я собирался, и попав туда, увидел совсем другие картины, не оживляемые гагакающими и кукарекающими:
Видно, съедены Марусей
Петухи да гуси.
Да и где сама Маруся?
Господи Исусе!
Ещё бы, столько времени прошло с тех пор, как Заболоцкий выхватил из жаркого, неподвижного воздуха провинциальную тоску, перевязал её словами и упаковал в небольшое стихотворение. Наверное, в тот момент находился в скверном настроении. А вообще Таруса стала небольшим, но заметным центром литературной жизни, который, в первую очередь, связывают с именами Марины Цветаевой и Константина Паустовского. Но список замечательных и примечательных людей, отдавших часть своей жизни Тарусе, намного внушительнее. Был здесь и я. Два раза. Десять лет тому назад весной, в начале мая, а вот теперь заглянул сюда золотой осенью. Об этом и расскажу немного.
Площадь Ленина, с которой и начался наш осмотр города. В кадре Ленин, собор Петра и Павла, а между памятником и собором - небольшая, но интересная картинная галерея.

Сначала фрагмент церковной стены

И о картинной галерее. Очень понравилась мне там одна картина, фото которой я позаимствовал в Интернете. Гендерный состав экзекуторов наводит на самые разнообразные мысли и ассоциации. В том числе и относительно жертвы. Итак, «Порка» кисти Павла Ковалевского

Недалеко от собора, на аллее, примыкающей к площади Ленина, в августе 2011 года установлен бюст уроженца города Тарусы генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова, который (по официальной версии) застрелился во время неудачного контрнаступления в рамках Ржевско-Вяземской операции в 1942 году. А в сентябре 2011 г. Патриарх Кирилл дал разрешение на отпевание Михаила Ефремова, отметив в своей резолюции: «Согласен с необходимостью возродить память о героической борьбе генерала Михаила Ефремова и о его верности Родине и солдатскому братству»

У памятника Цветаевой экскурсовод, взобравшись на ступеньку, просвещал группу туристов, преимущественно женского пола. Мужчины же, в ожидании окончания лекции, прогуливались неподалёку

Метрах в сорока-пятидесяти установили памятник Белле Ахмадулиной. Вид со спины

Если встать между памятниками, то увидим такую картину Оки

А если выйти на террасу кафе «Ока», что и в прошлый приезд, и в этот дало нам хлеб и пищу, то река и окрестности будут выглядеть так


Неподалёку памятник Паустовскому

Идём дальше и неподалёку от Воскресенского храма встречаем скромную, но душевную скамеечку. Тихо, пахнет осенью – садись и записывай стихи, прозу, да всё, что приходит в голову. Впрочем, всё не надо

Но мир не прост, Без цепи, и не похоже, что учёный, но ходит кот вокруг дерева и вид у него не совсем приветливый

Воскресенская церковь и крест около неё


Камень, который утверждает, что Марина Цветаева хотела лежать здесь

Чуть далее видим лестницу в небо – как тут пройти мимо

Поднимаемся вверх и выходим к небольшому кладбищу

Всех не перечислю, но назову физика Юрия Викторовича Вульфа и художника Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова. Надгробие у художника выглядит так

Ещё раз проходим мимо Воскресенской церкви

И спускаемся в овраг к Боголюбской часовне

Неподалёку бодрящие надписи

Несколько снимков с городских улиц.




На последнем снимке видна табличка с названием улицы, но не тем, которая указана, например, на карте города. Дело в том, что в Тарусе деликатно подошли к вопросу возвращения имён и наряду с новым названием вешают таблички с названиями старыми. Например, на одном доме висят две таблички – «Площадь Ленина» и «бывшая Соборная площадь».
Отдельно покажу дом-музей Паустовского. На основе разнообразных литературных источников у меня сложилось впечатление, что хозяин дома был гостеприимным человеком, и,несмотря на занятость, тепло принимавшим гостей. К сожалению, не могу этого сказать о двух сотрудницах этого музея, отбивших желание ознакомиться с экспозицией. Поразительный контраст с домом-музеем семьи Цветаевых, находящимся совсем рядом, и в котором мы были встречены доброжелательно и приветливо

Голод, как известно, не тётка. А кто? Получается, дядька. В общем, ещё раз пришлось к нему наведаться и теперь, во второй половине дня, в пространстве что-то изменилось. С той же террасы кафе «Ока»

Два памятника, две женщины, смотрящие в направлении друг друга, но настолько погруженные в свои мысли, что навряд ли что-то замечают вокруг себя. А что у них на душе – кто может сказать?


Спустились к реке

Обнаружили небольшой, но шустрый приток

Тем временем начало смеркаться

Вернёмся в ту точку, с которой и началось наша короткая прогулка по Тарусе. Площадь Ленина

И Петропавловский собор в лучах заходящего солнца

П.С. Добавлю, пожалуй, и песню, с упоминания которой я начал свой рассказ. Прослушал много исполнителей, но ни один из них не передаёт мне настроение слов Заболоцкого так же, как это было, когда я услышал эту песню впервые. Даже дуэт Сергея и Татьяны Никитиных, а именно они и были теми самыми первыми. Теперь не так это звучит. И, всё-таки, добавлю их исполнение
А в процессе прослушивания попался мне ролик Камбуровой. Исполнение настолько оригинально и так далеко выходит за рамки моей фантазии по поводу вариантов прочтения песни, что я ничего говорить не буду, просто предлагаю послушать и определиться с мнением самостоятельно
==========