«Это горькое, правдивое, порой скандальное, автобиографическое повествование от лица человека, который эмигрировал из тоталитарного СССР в свободный мир. Однако благополучная жизнь в Париже оказалась для русских литераторов лишь иллюзией» - так написано на обложке книги. Действие происходит, в основном, в Париже 70-80-х годов прошлого века в среде советских политэмигрантов, которые, чтобы заработать кусок хлеба, сдают свои литературные способности в аренду американскому правительству. Не все, конечно, но главный герой работает на Радио (так в романе называется радио Свобода), и большинство персонажей прямо или косвенно связано с русскими редакциями СМИ, финансируемых и управляемых из-за океана. В общем, используя современные западные критерии, рупоры пропаганды. Роман считается автобиографическим (до известной степени, конечно, учитывая некоторые повороты сюжета) и большинство действующих лиц – реально существовавшие люди, только некоторые выведены под своими настоящими фамилиями (Виктор Некрасов, Аксёнов, Галич, Боннер и т.д.), а кое-кого автор прикрыл вымышленными. Анатолий Гладилин поясняет, что для тех, кто в теме, прикрытие это совсем прозрачное. Моего любопытства хватило на «разоблачение» только одного человека – Лев Самсонов из книги в реальности оказался известным в то время писателем Максимовым, который ещё больше известен как создатель и редактор журнала Континент. Думаю, что взаимоотношения между людьми, выплеснутыми в Европу третьей волной эмиграции, уже не так интересны современному читателю, даже тем, кто сквозь шум глушилок пытался в трансляциях расслышать другую правду. Впрочем, у автора и его сотоварищей никакой другой правды не было, правда была одна – и была она только у них. Разбираться в деталях их убеждений, желаний и стремлений уже поздно, да и какой смысл? А вот другая сторона романа мне показалась интереснее. Реалии Парижа того времени вполне, думается мне, применимы и к дням сегодняшним (да и завтрашним тоже). Живёт себе человек насыщенной, напряжённой жизнью, есть достаток, есть возможности обеспечить не только свою вторую семью, но и выписать из Москвы дочь от первого брака и её маленькую дочь. Строит этот человек планы, предвкушает все прелести будущей жизни, но, оказывается, всё его благополучие подвешено на тоненьком волоске, который легко, походя может перерезать хладнокровная рука американского куратора. И всё покатилось по откос. В возрасте 53-х лет найти работу нереально, а на его зарплате держалось всё. Отчаянное положение, из которого выход найти очень и очень трудно. Две линии – взаимоотношения в среде работников идеологического фронта, иногда напоминающих сосуществование пауков в банке, а также фрагменты жизни эмигрантов третьей волны с одной стороны, а с другой – зыбкость и неустойчивость их зарубежного бытия. Неэмоциональный, повествовательный тон романа вполне уместен для сюжета, который совмещает элементы романа и мемуарной литературы. Думаю, что книга представляет и литературный, и познавательный интерес, вне зависимости от отношения к действующим лицам - героям минувших дней. А для героев нынешних, собирающихся примерить на себе одежду политэмигранта, роман полезен и с практической точки зрения.
====