crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

Сарабанда, 2003, режиссёр Ингмар Бергман

          Это последний фильм знаменитого режиссёра, с творчеством которого я знаком очень и очень  поверхностно – когда его фильмы выходили на экраны, мне они были недоступны, а когда стали доступны, то, по каким-то причинам, прошли стороной. Поэтому мне незнакомы те неочевидные неподготовленному взгляду смыслы, заложенные режиссёром в свои работы – ни философские темы, ни эстетические, ни даже элементарные жизненные вопросы и ситуации, которые казались ему первостепенными в человеческих судьбах и свой взгляд на которые он старался выразить в своих работах. Другими словами, я не знаю ключей, которые открывают все двери в доме, выстроенном Бергманом. Это так, но, с другой стороны, искусство – это зеркало, в которое смотрится зритель и видит там своё отображение, только помещённое в сооружённые не его рукой декорации. И кое-что ему понятно и без дополнительных объяснений и знаний о том мире, в который он погружается на пару часов. В конце концов, там тоже обитают люди, несмотря на то, что, любят, ненавидят, радуются и страдают они по предписаниям режиссёра. Но разве наши представления о реальном мире не тот же взгляд со стороны, и разве эти представления о других людях и мотивах их действий совпадают с теми, которые движут ими на самом деле? Да и что такое  - «на самом деле», если даже сам человек не всегда способен рационально объяснить свои действия? Что-то занесло меня в сторону. Вернёмся к нашим экранам.



         Честно говоря, о фильме мне и сказать нечего. Впечатление от фильма, в первую очередь, эмоциональное, а не побуждающее к каким-то рациональным выводам. Возможно, Бергман и хотел в своём последнем фильме  показать выстраданный им  за свою жизнь взгляд на человеческую жизнь – что же она из себя представляет? Если это так, то выводы  режиссёра весьма пессимистичны. Но, как известно, душа обычного человека потёмки, что уж говорить о человеке творческом. Два человека, отец и сын, завершают свой жизненный путь, и какими мы их видим в двух шагах от пропасти? Пронеслись они по жизни, завернувшись в свой эгоизм, как в капсулу, и уже на краю бездны продолжают свой безумный танец под аккомпанемент взаимной ненависти. Есть ли основания для горького обобщения, что такова участь человека в нашем мире? Согласиться трудно, но, думаю, такие черты характера в большей или меньшей степени присущи многим людям. Просто кто-то обуздывает их, а кто-то даёт им волю.

           Фильм не сводится к взаимоотношениям в паре отец-сын, и есть ещё не менее напряжённые линии, тянущиеся от трёх персонажей женского пола, но, повторю, эмоциональное воздействие фильма важнее рационального осмысления, которое вообще в данном случае считаю лишним. Наверняка там присутствует какая-то бергмановская символика, знание которой поможет знающим её рассмотреть в фильме дополнительные смыслы (а, может, и наоборот, нарушит целостность восприятия?). Я же смотрел картину как непосвящённый и мне понравилось.  Фильм о жизни, который надо посмотреть, а потом слегка помолчать. И этого достаточно.
=====
Tags: Кино
Subscribe

  • А не спеть ли нам песню?

    Отзвуки того времени, когда деревья были большие, а дни – раз в пять длиннее, нередко доносятся до меня в форме песен тех лет. А в дождливые…

  • Десятый наш десантный батальон...

    Неожиданно и сильно

  • Наши песни в Китае

    Первая наложена на видео с парада, но мне нравится и песня, и картинка А вот вторая песня показалась мне интересной иной манерой исполнения, не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments