crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

"Садовое кольцо", сериал, как ни странно, на Первом

          Универсальные формулы упрощали анализ произведений искусства. Сделаешь заявление, что режиссёр (писатель, художник...) показывает кризис буржуазного (социалистического, монархического, либерального) общества, направишь бег мыслей читателя в привычную колею, и скачешь вместе с ним по сюжетным закоулкам на коне дедукции. Но как можно рассуждать о кризисе и неминуемом сопутствующем моральном разложении буржуа применительно к сериалу, показанному по Первому каналу? В мазохизме Эрнста, вроде бы, ещё не обвиняли. Поэтому, буду считать, что нам сконструировали жизненную ситуацию, которую кто-то может считать типичной для этих слоёв общества, а кто-то – уникальной. Не стану зацикливаться на этом вопросе, тем более, что перед нами, всё-таки, кинематографический продукт, а его снимают далеко не в последнюю очередь с учётом коммерческой отдачи и, в случае телевидения, рейтинговости. Поэтому дальше – исключительно мои впечатления, без использования формулировок «авторы хотели показать». Что я увидел, не фантазируя на тему авторских замыслов.



        Начинается сериал с дружеского застолья, на которое собрались симпатичные, любящие друг друга люди. Но прошло совсем немного сериального времени, и зритель начинает замечать, что, как в рассказе Брэдбери «Третья экспедиция», «лица их постепенно преображались, теряя знакомые черты». Более того, временами складывалось впечатление, что это и не люди вовсе, а новый вид человекоподобных, выросший в процессе развития дерева цивилизации на одной из его ветвей.

          Детективную основу для своих романов часто использовал Достоевский, и понятно почему. Поставив своих героев в кризисные, пограничные состояния, писатель имеет обоснованную возможность вывернуть их души наизнанку, показать такие, дремлющие в будничной обстановке, потенции, что сам человек, вернувшись в своё нормальное состояние, будет удивлённо спрашивать: «... часовню тоже я развалил?». Вот и в нашем случае сюжет, вроде бы завязанный на историю исчезновения сына-студента из семьи вполне состоятельного предпринимателя, разрастается и вовлекает в зону последствий ещё десяток человек. Маленький камушек часто становится причиной разрушительного камнепада. Процесс поисков затягивается, но, параллельно, открывается ещё много чего «вкусненького». Думаю, сам по себе сюжет здесь неважен, хотя он держит интригу до последнего кадра. Важнее то, что сюжет позволяет увидеть. Или что увидел я на экране, что показалось мне важным. Ещё раз – увидел на экране. Совпадения с реальной жизнью случайны.

          Достаточно типичный срез среднего класса – не хозяева палатки «Сигареты-папиросы», конечно, но и далеко не олигархи. Таких много, и не только в Москве. Российские неофиты религии, божеством которой стал бизнес. Бизнес убер аллес подан усё превыше всего. Незазорно кинуть друга, если это сулит прибыль, да и сам друг воспринимает такие «подарки» как естественные. Во всяком случае, основные претензии направлены не хитромудрому партнёру, а тому, кто слил информацию о дыре в бухгалтерии. «Ничего личного, это бизнес». Аморально? Как сказать, мораль - понятие классовое общественное и меняется вместе с развитием общества. Помните, как в «Бумере» один из героев говорит – «это не мы такие, это время такое?».

          Каких же людей видим мы в «Садовом кольце»? Живут они в хороших квартирах, ездят на дорогих машинах, пью качественные алкогольные и безалкогольные напитки, но внутри сидит ощущение зыбкости, ненадёжности своего положения. Ощущение, граничащее с ужасом – что будет, если жизнь вытолкнет  за границы Садового кольца, которое стало для них символической границей Ойкумены? Работать в Медведково, прикрепиться к районной поликлинике, лечить ребёнка от аллергии? Ужас, ужас, адский ужас. Помешаться можно, и не зря половина персонажей одной ногой дома, а другой – в психиатрической больнице. А вторая половина мечтает сбежать отсюда в Америку, на Гоа – куда угодно, желательно подальше. Сентенции, вложенные в уста психически нездоровой женщины, могли произнести, пожалуй, почти все персонажи - «добро это то, что подходит мне, всё остальное зло», «жизнь дерьмо, и совершенно неважно, как её проводить». Люди замкнуты сами на себя, и даже пропажа мальчишки только его мать побудила к действию, остальных же, близких ему людей, она не смогла отвлечь от более важных, в их иерархии, дел. Как же эти люди докатились до жизни такой, когда началось гниение? Психоанализ рекомендует поискать травму, приведшую к текущему состоянию, и есть соблазн покопаться в семейном, явно не самом чистом белье. Надо сказать, что семью нам показали неординарную, и типичность столь высоких отношений мне оценить трудно. Детство, стиль воспитания и границы допустимого влияют, безусловно, на формирование характера ребёнка, однако насколько однозначно его будущее предопределено семейной историей, сказать нелегко и забрасывает нас в поисках решения на территорию, на которой продолжается бесконечный спор: кто виноват в несчастье человека - среда, или он сам? Семья у нас «ненастоящая», фильм художественный, и толкования возможны разные. Лучше затрону ещё несколько интересных моментов.

          Буржуа в сериале ужасны, но не менее ужасна и власть, стоящая над ними и к которой они, такие сильные и уверенные, заходят в кабинет на цыпочках, затаив дыхание, дабы случайно не вызвать раздражение у своих благодетелей. Трудно сказать, что в этой связке страшнее (что касается именно этой, сериальной, то ответ у меня есть). Есть и ещё один мотив, озвученный домработницей, и слова к которому написаны более ста лет назад – низы не хотят жить по-старому. Домработница искренне не понимает, чем хозяйка лучше её, и почему хозяйке всё, её сыну тоже всё, а домработнице и её дочери – шиш с маслом, а временами и без него? Разве это справедливо? Ненависть зреет снизу, и во что это выльется, когда прорвётся наружу, пока неясно, но хорошего будет мало – слепая ярость границ не знает, и Садовое кольцо для неё не помеха.

          Теперь немного о том, как всё сделано. Интрига и напряжение присутствуют, по крайней мере, я это ощущал. Разве что половина заключительной серии, когда зрителю раскрывали тайные детали, показалась инородным телом, что связано и с тем, что в центре внимания оказались два персонажа, выпадавших, опять же на мой взгляд и вкус, из актёрского ансамбля. Остальные роли сыграны очень прилично и, особенно, удались женские образы. Среди мужских особо выделю Фёдора Лаврова, чьи работы до этого мне приходилось видеть не раз, но никогда он не был так убедителен. Его следователь Когтев отстранённо и слегка брезгливо смотрит на проходящую перед ним вереницу успешных людей, прекрасно понимая, что они представляют из себя на самом деле. И если вдруг события пойдут по кризисному пути, исход могут решить именно такие когтевы. Вот только на чью сторону они встанут? И, наконец, финальная сцена. Очень изящная и, по этой причине, не буду её комментировать, чтобы этому изяществу не навредить. Хороша и заставка, подчёркивающая сумасшествие мира, его бешенный и, большей частью, бессмысленный и бесчеловечный ритм.

          Резюме: напряжённый, часто срывающийся в истерику, но очень познавательный фильм, сделавший надрез на благопристойном образе внутрисадовых обитателей. А Садовое кольцо не всегда совпадает с административными границами на городской карте. Сериал показывает типажи, и надо осторожнее накладывать на них свой жизненный опыт и заявлять – таких не бывает. Ведь можно сказать корректнее – среди моих знакомых таких нет. И не надо забывать, что это, как ни крути, а художественный фильм.

=====
Tags: Кино, Сериал
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments