crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

Два сериала, действие которых разворачивается во времена перемен. Американских и шведских.

              Кратко расскажу о двух сериалах, не только не похожим друг на друга, но и вообще относящимся к  разным жанрам. Тем не менее, они показались мне родственными вот по какой причине – авторы этих фильмов показывают  свои страны на пороге великих перемен. Во всяком случае, по кинематографической версии. В первом случае перед нами Нью-Йорк 1896 года, а во втором – послевоенная Швеция. Происходит (на экране) смена ценностных ориентиров, закладываются основы нового общества, появляются новые люди - «зародыши» светлого будущего. Некоторые тенденции персонифицированы: так, в американском фильме достаточно большую роль отвели будущему президенту Теодору Рузвельту, в то время занимавшему пост комиссара полиции Нью-Йорка (название его должности в сериале), а во втором появляется на пару минут знаменитый шведский премьер-министр Улоф Пальме, в начале пятидесятых ещё бедный студент (тем не менее, предчувствуя свою блестящую карьеру, заявившийся в ресторан для богатых посетителей. Шутка).  На мой взгляд, показано настоящее, опрокинутое на прошлое, то есть акценты в далёком прошлом расставлены с учётом сегодняшних взглядов и клише, поэтому не обойдены вниманием и развитие феминизма, и однополая любовь. Но это теперь встречается так часто, что, по аналогии с фигурным катанием, назову это обязательной программой. И, прежде чем перейти к программе произвольной, сделаю ещё одно замечание: оба сериала трудно назвать удачами. Проходные фильмы, но со своей атмосферой, которая, возможно, найдёт своего зрителя. Зачем смотрел? В «Алиенисте» интрига сохранялась до последних серий, а Швеция сейчас мне интересна из практических соображений – хочется узнать, как они сами представляют свою историю.
Всё, поехали.

Алиенист, США, 2017



            Нью-Йорк, конец 19-го века. Серия жестоких убийств мальчиков нетрадиционного поведения, а также изуверские издевательства над трупами намекают на ритуальный характер преступлений. За дело берётся полиция и группа «ростков будущего», главной интеллектуальной силой которой становится врач-психиатр Ласло Крайцер. Собственно, алиенист – это и есть название специалиста по душевным патологиям, используемое в то время и в том месте. Действует группа доктора под покровительством комиссара полиции, того самого будущего президента США – прямого, честного и неподкупного. Силы тьмы представлены двумя шефами полиции города – бывшим и теперешним. Бывший формулирует своё понимание существование полиции как государственного института: охранять власть и деньги имущих от гнева плебса. Что касается самого расследования, то оно свелось к  комбинации и дискуссии двух подходов: первый – традиционный, собирающий и анализирующий улики, а второй, проповедуемый доктором Крайцером, заключается в составлении психологического портрета убийцы, корни которого сформировались в его прошлом, начиная с самых малых лет. Что-то психоаналитическое, если кратко. По мне, нашли преступника, скорее, «старым казачьим способом», а не путём исследования детских подгузников, говоря об этом предмете в переносном смысле. При том, что именно методике доктора в сериале выделено основное время.

          В сухом осадке: картинка Нью-Йорка 1896 года стилизована хорошо, хорошо и всё техническое обеспечение фильма. Но действие разворачивается как будто в тягучей жидкости – медленно, да ещё и в мрачноватой психологической обстановке. К тому же неровно. Сокращение по времени на пару-тройку серий  пошло бы сериалу на пользу. Оценка: к просмотру необязателен.

Пришло наше время (Vår tid är nu), Швеция, 2017.



          Мыльная опера на скандинавском материале. Действие крутится вокруг и внутри семьи владельцев ресторана,  обслуживающего солидных клиентов. Мать, дочь и двое сыновей сплелись в объятьях, временами переходящих в удушающие приёмчики. В общем, так, наверное, и наши мыльные оперы устроены, разве что (предположу, так как не смотрю) сценаристы и режиссёры обычно переносят действие в среду, им знакомую понаслышке, из других фильмов, а вот в шведском исполнении всё смотрится естественно. Возможно потому, что и мне неизвестно, как всё обстоит в реальности, но я о том, что вижу на экране.

          Итак, Стокгольма, май 1945 года, город ликует – Германия капитулировала, войне конец. Ликование показано с такой экспрессией, что даже в наших фильмах не всегда увидишь столько радости. По-моему, авторы перебрали с эмоциями. Ну и ладно. На улице случайно сталкиваются молодая девушка и парень её же возраста, то есть лет двадцати. Эйфория от чужой победы бросает их в объятия – случайный, короткий поцелуй, и они разбежались в разные стороны, чтобы через короткое время встретиться вновь, потому что, как оказалось, девушка –  совладелица ресторана, а парень только что получил там работу на кухне. Основная линия сериала завязалась. Мне мелодраматические мелодии в этом фильме не по душе, поэтому о другом, о чём сказал выше и что мне больше интересно. О том, как формировалась современная Швеция. Тёмные силы прошлого в картине олицетворяет старший брат Густав. Он не единственный, но наиболее характерный. Догматизм, лицемерие, пакостничество, переходящее в подлость, при всей своей внешней благопристойности и, что тоже не отнять, частично понятных целеполаганий. Персонаж этот авторы сделали символом старой, исчезающей Швеции (во всяком случае, я так понял). Ростков новой жизни в сериале побольше. Поначалу они проявляют себя робко, присматриваясь к жизни, а потом, войдя во вкус, начинают всплывать наверх. Как часто бывает в скандинавских фильмах, и здесь нам  показали некоторые особенности их жизни, не очень вяжущиеся с теоретической демократией и, на мой взгляд, присущие обществу тоталитарному, каковым его описывают сторонники свободного общества. Ладно, дискриминация однополой любви – для 40-х и 50-х годов это обычное явление, а вот действия органов надзора над детьми не в первый уже раз удивляют – забрать ребёнка от родителей можно на основании визита двух дам из органов, осмотревших квартирку и опросивших одну соседку. А если соседка не питает тёплых чувств к родителям/родителю? Протокол – и ребёнок (из лучших побуждений, естественно) разлучен с матерью. Или отправка на принудительное лечение в психбольницу? Без проблем, минимум прав у пациента, максимум – у государства. И ещё один вопрос вот какого плана. В конце сериала один персонаж, поддержанный будущим премьер-министром Пальме, формулирует в своей предвыборной программе странный тезис о стремлении к построению в Швеции бесклассового общества. В сегодняшней модели Швеция  является обществом без классов? Надо уточнить.

Резюме: мыльная мелодраматическая опера в декорациях послевоенного Стокгольма. Как и в случае с Алиенистом, сокращение по времени на пару-тройку серий  пошло бы сериалу на пользу. К просмотру необязателен. Но познавательные элементы присутствуют.
=====
Tags: Кино, Сериал
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments