crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

Прочитал «Вечерний звон» - сборник сочинений Юрия Казакова

          Мешает или помогает читательскому восприятию литературного произведения сведения о взглядах писателя (политических, культурологических, просто житейско-биографических, в конце концов)? Способствует ли пониманию авторского замысла знание исторической обстановки, в которой ему довелось работать. Или же роман (повесть, рассказ...) надо глотать очищенным от скорлупы дополнительных знаний? Оценивать драматургию, характеры, тот мир, который создан писателем, и не тащить в него свои мнения из мира большого? Хорошо бы, конечно, уметь влезать в новую книгу как в новую воду, и наслаждаться исключительно литературными вопросами, только откуда взять такое умение? У меня, во всяком случае, так получается крайне редко. Читатель тоже человек. Как и писатель, кстати. Ему тоже трудно скрывать свои предпочтения, оставаться нейтральным. И его политические (да и, в целом, мировоззренческие взгляды) могут заранее сформировать у меня психологическую установку, через призму которой я буду, даже сам того не желая, оценивать книгу. Хотя, иногда могут сформировать, не оказав сильного влияния, как вышло у меня с Фридрихом Горенштейном, например. В общем, Остапа понесло по кочкам, хотя хотел рассказать, всего-навсего, как знание некоторых мелких подробностей жизни Юрия Казакова слегка откорректировали впечатления от прочитанных несколько лет тому назад рассказов.

        Прочитал «Вечерний звон» - сборник писем, неоконченных рассказов и интервью то ли широко известного, то ли широко неизвестного советского писателя. Во избежание ненужных споров, уточню, что называя его советским, всего лишь обозначаю время жизни. Что же касается степени известности, то этот вопрос ставит меня в тупик. Многие слышали, но немногие читали – такой осадок остался у меня от интернет-разговоров, касающихся творчества Юрия Казакова. Обидно, это один из моих любимых писателей. Ладно, ближе к рассказам. Перечитал три, которые в своё время произвели на меня сильное впечатление, и которые частенько шевелились внутри моей памяти. Странно, но сейчас они не показались мне столь же мощными. Для себя объяснил это тем, что главное у Казакова – нюансы, игра полутонов, а когда знаешь, что в итоге будет изображено на картине, то процесс неторопливой прорисовки её деталей теряет эффект неожиданности. Прочитал же я эти рассказы ещё и потому, что кое-какие детали из сборника «Вечерний звон» напомнили мне о них и слегка простимулировали интерес. В рассказе «Во сне ты горько плакал» наряду с темой «отцы и дети» чуть тише звучит тема самоубийства. Оказалось, что речь шла о реальном случае с Дмитрием Голубковым, поэтом и соседом Юрия Казакова по даче в подмосковном Абрамцеве. Так получилось, что именно к Казакову он и пришёл за патронами, мол, бродит кто-то по ночам около дома, надо бы отпугнуть, если что. Толчком к написанию рассказа «Вон бежит собака» стала всего одна фраза: стояли они как-то вдвоём у окна с приятелем, молча смотрели на улицу и друг просто так, безо всякого умысла и продолжения бросил в тишину – «вон бежит собака». Фраза полежала-полежала где-то в памяти у Казакова, а потом, в сильную грозу, всего за три часа выплеснулась в виде рассказа. И третий случай – «Кабиасы». Оказалось, что это не придуманные писателем чудовища, а отголосок сказок о кабиасах, которые мать рассказывала своему маленькому сыну, и которые так и остались для него самыми страшными:

         Вышли кабиасы на опушку и запели: "Войдем в избушку, съедим старика и старушку". Услыхал это пес и залаял. Кабиасы убежали. Вышли старик со старухой на крыльцо, смотрят, там никого нет, значит, пес зря лаял. И они отрубили ему лапку. Когда на следующий день все повторилось, пес снова отогнал кабиасов, а старик со старухой отрубили ему хвост. На третий раз - отрубили ему голову. И тогда снова прибежали кабиасы и запели свою жуткую песенку. Ворвались в избушку - пса же в живых уже не было - и старика со старухой съели.

          Эти сказки, один шапочно знакомый молодой и самоуверенный заведующий деревенским клубом, а также личный опыт необъяснимого ужаса, однажды накрывшего писателя, в одиночестве шедшего полями по ночной тропинке, и стали тремя источниками и тремя составными частями небольшого, но атмосферного рассказа.

          Попутно замечу, что если три этих рассказа подействовали на меня не так, как при первом прочтении, то «В тумане», в своё время совсем не выделенный мной, теперь прозвучал громко, если, конечно, уместно применять такое слово к впечатлениям от творчества Юрия Казакова.
==========
Tags: Литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад!

  • Анекдоты по понедельникам

    В предыдущем посте я писал о том, что слова, с течением времени, могут поменять своё значение самым радикальным образом. Кажется, и слово…

  • Ещё раз о словах. Озорные мысли.

    В мире слов с некоторыми экземплярами, с течением времени, происходит "ряд волшебных изменений", в результате чего смысл их меняется самым…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments