
Америка, времена президентства Никсона, идёт война во Вьетнаме. Один из военных экспертов, только что побывавший на местах сражений, переживает за несоответствие реального положения вещей той картине, которая создана в СМИ не без участия официальных лиц самого высокого уровня. Ему удаётся выкрасть секретное досье, содержащее аналитический доклад об истинных причинах продолжающихся боевых действий и тех мотивах, которыми руководствуется правительство США. Оказалось, что это, в первую очередь, забота о сохранении престижа страны, которая не может позволить себе быть униженной бесславным отступлением. Поэтому – война до победного конца. Досье начинает сначала печатать Нью-Йорк таймс, но суд запрещает вынос мусора из избы Пентагона. Небольшая, в то время, газета Вашингтон пост также получает секретные материалы и оказывается перед выбором – печатать или не печатать. Есть же решение суда, и вытекающая отсюда перспектива тюремного заключения для владельца газеты и её главного редактора. Кроме того, существует риск того, что публикация материалов из секретного досье оттолкнёт от газеты инвесторов и если им удастся отвертеться от тюрьмы, то от сумы никуда уже не деться. Вот в таких рамках и разворачивается действие фильма. Выбор тяжёлый: с одной стороны маячат две эти нерадостные перспективы, а, с другой стороны, народ имеет право знать правду. Да и моральный долг журналиста обязывает к действиям. К тому же, как известно, в Америке свобода слова и поправка к Конституции. Борьба развернулась нешуточная, ставки очень высоки для всех игроков. Не буду говорить, чем всё закончилось. Надеюсь, что в случае с голливудским фильмом это и так ясно.
Какие впечатления? Режиссёр Спилберг, что говорит об определённом уровне, главные роли у Тома Хэнкса и Мэрил Стрип – тоже не последние люди в Голливуде, и в дешёвках сниматься не будут. Правда, в критические минуты интонации отдублированной Стрип напоминали аналогичные сцены с незабвенной Людмилой Прокофьевной, но это всё мимолётно и не занимало много места в действии. Вызвало некоторое удивление и та лёгкость, с которой папки с грифом «Совершенно секретно» были вынесены за пределы архива. Или там принято так беспечно охранять свои секреты, а потом искать русских хакеров? Замок, хотя бы, на свой склад повесьте, а то устроили проходной двор. Но это мелочи, теперь посерьёзнее. Начну с того, что фильм получился пропагандистский и пафосный, громко декларирующий принципы демократичности США и, в частности, принцип свободы печати. Пыжатся злые силы, но ценности, заложенные в основу политической системы США, в конце концов приведут к победе добра и справедливости. У Спилберга силы зла олицетворяет Никсон, но это толстый намёк на параллели с Трампом, которому Голливуд отказал в доверии, и это не так интересно. Что такое американские СМИ, тоже не надо много рассказывать, их независимость – достаточно условное понятие, и они при защите американских ценностей и интересов обычно находятся в одном строю с правительством США, часто, в рамках участия в совместных операциях, проводя предварительную бомбардировку сознания как своих сограждан, так и представителей «всего мирового сообщества». Даже в «Секретном досье» видно, что и политики, и владельцы газет, и финансисты (список неполный) - все они составляют элиту, управляющую страной, крепко спаянный коллектив с дружескими связями между представителями разных видов деятельности. Владелица газеты Вашингтон пост давно и крепко дружит с Робертом Макнамарой, занимавшим важный правительственный пост министра обороны, хотя эту должность следовало бы назвать министром нападения. Но мир – это война, поэтому всё логично. В фильме это прекрасный, самый человечный человек. А то, что он был одним из инициаторов нападения на Вьетнам – так это он американские ценности защищал. Но ему предоставлено озвучить одну интересную мысль. Когда его спросили, почему он не хочет обнародовать выводы из доклада, сделанного в его ведомстве (это и есть то самое секретное досье), он заявил – сейчас не время, позже, лет через ...дцать. Такая «честность» у заокеанских политиков, видимо, тоже заложена в основу политической системы. Вспомним пробирку Пауэлла, или, если уж речь зашла о душке Макнамаре, инцидент в Тонкинском заливе, ставшим поводом для начала вьетнамской войны – через 40 лет рассекретили документы, в которых ещё раз подтвердили, что это была американская провокация.
Достаточно, хотел немного написать, а перелез за порог читабельности. В целом, понятно, что я думаю о фильме. Наверное, он будет среди номинантов на разные премии самого высокого уровня, поэтому посмотреть полезно. Да и не так он и плох, как можно подумать, прочитав мной написанное. Просто неплох с драматургической стороны, а не с точки зрения соответствия реалиям. Во всяком случае, как эти реалии представляются мне.
======