crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

"Изображая жертву", 2006 год, режиссер Кирилл Серебренников

[Небольшое предисловие]          В папку «Левиафаны» я складываю фильмы, которые, по разным причинам, хотелось бы посмотреть, но всё никак не хватало сил - существует небольшой психологический барьер, через который надо перелезть, а это требует некоторого усилия над собой. Усилия, близкого к насилию, а зачем мне самого себя насиловать? Поэтому и лежат там экземпляры по несколько лет, иногда, в связи с растворением интереса, безжалостно удаляемые оттуда правой рукой. Фильму «Изображая жертву» была уготована счастливая судьба – я его посмотрел. За три захода, правда, но это неважно: главное – результат.

          Последнее время в Интернете стало модным делиться своими списками (десятками, например) самых-самых сильных романов, фильмов и т.д. Года, десятилетия, века, от Рождества Христова, и так далее, вплоть до времён динозавров. Мелькнул и этот продукт творчества опального ныне режиссёра Серебренникова, взявшего за основу сценария пьесу, поставленную им же в своём театре. Отлично, подумал я – убью сразу двух зайцев. И небольшое представление о репертуаре его театра (десятилетней давности, правда, но всё равно лучше, чем ничего) получу, и кино посмотрю. Что же я увидел?

        Молодой оболтус подрабатывает в полиции, играя, во время проведения следственных экспериментов, роль жертв преступлений. Даже не подрабатывает, это его основная работа. Другой нет, да он и не хочет. Он вообще ничего не хочет. Как Кай из Снежной королевы – ему всё... (тут бы хорошо воспользоваться словом из лексиконом его начальника, капитана полиции, но я в журнале ограничиваю себя рамками литературного языка. Хотя, где эти рамки теперь?) Весь фильм – набор сцен следственных экспериментов, на которые накладываются картинки из личной жизни главного героя. Есть у него, как и положено, место проживания, где он столуется и ночует. Да есть ещё мать, которая тянет его по жизни и пытается устроить ему судьбу в соответствии со своими представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо. И есть ещё дядя, который заменил своего умершего брата и в постели вдовы. Сам же отец по ночам является сыну и тревожит его душу намёками на то, что кто-то из близких помог ему сменить этот свет на тот. В общем, в интерьерах спального района разыгрывается классика - Гамлет. Гамлет спального района.

         Давно, больше десяти лет тому назад подключился я к каналу Культура, где интеллигенция на что-то гневалась. Выступал там и Серебренников, о чём говорил, я уже не вспомню, но один из тезисов его выступления крепко отложился в моей памяти – режиссёр заявил, что если ему запретят использовать мат в творчестве, то он уедет из России. Потому что без мата как творить? Ну, никак не получается. Не получилось и на этот раз. Есть такой анекдот:
- А что отец сказал, когда нашу машину эвакуировали прямо от подъезда?
- А матом ругаться можно?
- Нет, нельзя
- Тогда молчал.

          Есть в фильме ключевая сцена, кульминация напряжения, сгусток заложенного смысла, в которой у капитана, давно находящегося на грани нервного срыва, срывает тормоза и он вываливает на ошарашенных слушателей накипевшее, наболевшее, нарвавшее и вылезшее наружу. Так вот, лексикон этого монолога таков, что если мат выбросить, то вполне можно сказать – капитан пять минут молчал. Получилось у него, что все сволочи, и, в особенности, поколение близких по возрасту к тридцатнику. А как с ним не согласиться? Он был убедителен. О содержании фильма больше ничего не буду, о впечатлении хочу слово молвить.

          Впечатление же о работе Серебренникова двоякое. Есть у него и смысл в картине, есть и смешные места, и оригинальные ходы, да только в сухом осадке остаётся ощущение, что именно оригинальничанье и превратилось в основную цель (стараясь думать о людях хорошо, отбрасываю мысль, что режиссёр хотел показать общество как стадо дебилов). Оригинальничанье вместо искусства, перефразируя часто встречавшееся выражение. В результате, зрителю предлагается концентрированный набор неестественных реплик, ситуаций, положений, что в жизни встречается, конечно, но не так густо. То, что ещё допустимо для комедии, не совсем уместно в фильме с претензией на наличие смысла. Даже если это назвать трагикомедией, или даже чёрной комедией. Стремление шокировать зрителя, удивить его эффектами, оглушить, ослепить (хорошо, что ещё не умеют передавать запахи), пустить по коже мурашки – тенденция просматривается уже достаточно давно. Или творцы считают, что всё уже сказано до них? И остаётся только экспериментировать с формой выражения ставших банальностями истин? Или некому говорить, нет достойного зрителя? Кто знает, что там у них в вершинах. Но если такого рода искусство развивается и растёт, значит, это кому-нибудь нужно.

          Помимо мутности и сыроватости картины в целом, скажу, в заключение, и о работе актёров. Она тоже не сильно впечатляет из-за излишней театральности, наигранности, из-за акцента на одной, выданной режиссёром ноте, которую артисты тянут с разной степенью громкости. Особенно отметил бы в этом отношении роль Ахеджаковой. Исполнитель главной роли немного возвышается над остальными коллегами, но ему надо играть душевную пустоту, а тут диапазон кривляний будет пошире и выглядит это правдоподобнее, хотя смотреть на это не очень приятно.

          Рекомендовать могу, в первую очередь, для знакомства с Серебренниковым, хотя, по прошествии более чем десяти лет, знакомством запоздалым. Но лучше поздно, чем никогда.

Для более предметного знакомства с объектом вставлю вышеупомянутый монолог следователя, а насчёт мата я уже предупредил:


=====
Tags: Кино
Subscribe

  • И о политике

    В своём журнале я стараюсь не касаться политических тем, но иногда можно поступиться принципами и внести в них поправки. Тем более, что сейчас это…

  • Ги Меттан о русофобии . Часть 4. Заключительная.

    Информация разного рода и вида её представления должна складываться и создавать в общественном сознании общую и непротиворечивую картину России. Ги…

  • Ги Меттан о русофобии . Часть 3.

    Слова могут действовать, как микроскопические дозы мышьяка: их проглатываешь, не замечая, и кажется, все в порядке, но проходит время, и яд…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments