Действие происходит на территории Литвы сначала во время её оккупации немцами, а затем и во время оккупации (название вытекает из общего посыла картины) русскими. То, что для рассказа о войне выбрана прибалтийская страна, мне не очень нравится, и я бы хотел, если уж снимается фильм о войне, чтобы он рассказал тем же уренгойским мальчикам, как во время войны люди жили под немцами на нашей территории. Рассказал бы сильно и убедительно, но придерживаясь исторической правды, а не подгоняя факты под интерпретации профессора Зубова (фамилия условна, скорее символична). Но дело не только в Литве. Дело в другом, гораздо более серьёзном, в том выводе, который можно (и, сделаю предположение, нужно) сделать по итогам увиденного: между фашизмом и коммунизмом нет никакой разницы. Идея не новая, но активно продвигаемая в массы уже давно. Как только выросли поколения людей, не заставшие 1945-го года, и которые узнают о событиях тех лет из кинофильмов и книг. То есть, с чужих слов. Возможно, Чухрай для визуализации этой идеи и забрался в Литву – вроде бы не напрямую так утверждает, а вкладывает этот вывод в уста литовцев, в их судьбы: те и другие оккупанты, а по жестокости русские даже превзошли немцев. Немцы, в основном, только евреями занимались. С помощью некоторой части литовцев, конечно, которые им «уголь подвозили» (это похоже на перекличку с романом Джонатана Литтелла «Благоволительницы»). Сложилось впечатление, что фильм ориентирован на западную аудиторию, и даже не зрительскую, а фестивальную. Режиссёр просто откатал обязательную программу, если позаимствовать термин из фигурного катания: уравнивание фашизма и коммунизма, еврейский вопрос, ставший вообще центральным в картине, отношение в Красной армии к солдатам (гнали под пули как скот, как мясо), интерпретация вхождения Литвы в состав СССР как оккупации, практически поголовная ненависть литовцев к русским. Так вот, камешек к камешку, пёрышко к пёрышку и творится «уренгойская» история.
В то время, как все страны ретиво защищают и зачищают своё историческое лицо, Россия, как государство, занимается историческим мазохизмом. Не буду про Украину, возьму, для примера, других славян – поляков. Теперь за обвинения поляков в причастности к холокосту или в пособничестве фашистам можно загреметь в тюрьму. Или за пропаганду бандеровской идеологии. У нас, увы, вроде бы плюрализм, хор, петь в котором могут все, не выходя за рамки закона, да только громче всех слышан голос условного Николая Карловича (Карлович - это не фамилия). И Чухрай, в данном случае, ему подпевает. На деньги Министерства культуры Российской Федерации. Получается, что, с одной стороны, государство через программу Время транслирует народу своё возмущение дискриминацией русских в Прибалтике, а с другой - даёт аргументы как прибалтийским властям и националистам, так и «совестливым» людям в России. Такая шоковая информационная терапия слегка напоминает методы восточных народов. Закаляйся, как сталь:
[Строго 18+]
П.С. Не могу не упомянуть, что Григорий Чухрай, отец Павла Чухрая, снял в своё время «Балладу о солдате». Что бы он сказал, увидев, как его сын танцует «Холодное танго»?
П.П.С. Уже не вызывает удивление, что наши артисты легко соглашаются играть в таких, мягко говоря, сомнительных фильмах. Сожалею, что среди них уже не первый раз вижу Сергея Гармаша, а Юлии Пересильд могу только посоветовать (всё равно не услышит) – в следующий раз, берясь за подобную роль, не надо так усердствовать. И вообще, надо быть разборчивее в кинематографических связях (это не только о Пересильд).
===