crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

Шведский фильм "Новый человек" и проблема насильственной стерилизации

          Уютные дома цивилизованного мира заставлены шкафами, дверцы которых иногда слегка приоткрываются и оттуда начинают вываливаться скелеты. Хозяева же особого внимания на это не обращают – могут не торопясь прикрыть дверцу, а могут так  и оставить приоткрытой, ведь всё равно в цивилизованном мире не принято уделять слишком много внимания этим свидетелям прошлого. Дикари – другое дело, вот они обязаны держать свои скелеты на самом видном месте и каяться, каяться и ещё раз каяться. Под контролем, разумеется, и непременно с усердием. Но вернёмся к нашим цивилизаторам, тёмную страницу из жизни которых показал фильм «Новый человек». Сделаю небольшой экскурс в историю и, поскольку действие картины происходит в Швеции, материал будет, в основном, о ней. Итак, о насильственной стерилизации женщин в прошлом, ХХ веке.

         Человечество всегда стремилось к лучшей жизни, поэтому в желании, высказанном в 1928 году социал-демократом Пер Альбин Ханссоном, сделать всю Швецию домом для народа, домом, в котором все равны, и в котором все счастливы и здоровы, плохого ничего нет. Только вот оказалось, что двери этого дома открыты не для всех.  Строители дома решили не пускать в него нездоровых людей - умственно неполноценных, алкоголиков или просто лиц так называемого асоциального образа жизни. Но не пускать так, чтобы не потревожить чувствительные души тех, кто находится внутри.  Чтобы совесть была чиста, да и религия опять же... В общем, поскольку уничтожать самих маргиналов негуманно, решили их стерилизовать. Не дожидаясь перитонита. Для прерывания цепочки, передающей «гнилые» гены по наследству. И будут тогда все здоровы, моральны и счастливы. Стерилизация проводилась и проводится во многих странах, но на законодательном уровне такая практика действовала только в США, Германии, в скандинавских странах, а также в культурно им близких Исландии и Эстонии. И еще короткое время в одном кантоне в Швейцарии.

          Пионером в этой области выступили США, где в нескольких штатах (впервые - в штате Индиана в 1907-ом году) были приняты законы о насильственной стерилизации, которой подвергались умственно неполноценные, некоторые категории уголовников, а также лица, по другим причинам признанные нежелательными для воспроизводства себе подобных. Подобные взгляды получили распространение и в странах Северной Европы, где достижения науки в культивировании растений и разведении животных переносились и на человеческое общество. Наследственным считалось всё: склонность к насилию и преступлениям, умственная неполноценность, недостаточная бережливость, предрасположенность к распутной жизни, бродяжничество. Законы, принимаемые для «очистки» общества, проходило во всей Скандинавии в обстановке полного консенсуса, не встречая оппозиции ни в парламенте, ни в обществе, ни среди ученых и врачей. Законы стали составной частью представлений социал-демократов о государстве всеобщего благоденствия. Общество должно быть устроено рационально, и от этих законов будет польза всем. Из скандинавских стран Дания первой приняла закон о стерилизации (было это в 1929-ом году). Однако Швеция была впереди в других отношениях: здесь сообщество генетиков было наиболее многочисленным, первое генетическое общество возникло в Швеции в 1910-ом году, а годом ранее - общество расовой гигиены. И в 1922-ом году открывается в шведском королевстве первый в мире государственный институт расовой гигиены.

          Первый закон о стерилизации был принят шведским парламентом в обстановке полного согласия и вступил в силу 1-го января 1935-го года. Он касался клинических случаев заболеваний. А через 6 лет по инициативе правительства Пера Альбина Ханссона (вспомним его мечту о доме для народа) вступил в силу другой, дополненный и расширенный закон о стерилизации. Именно руководствуясь им, были лишены десятки тысяч шведов своего естественного и основополагающего права: быть родителями, дать жизнь своим детям. Как утверждает Майя Рунцис, которая была допущена в секретные архивы Медицинского управления Швеции, начиная с 1941-го года стерилизировалось в Швеции от тысячи до двух тысяч человек в год. И большая часть этих операций до шестидесятых годов проводилась при помощи принуждения в той или иной форме. С 1935-го по 75-й год, когда закон перестал действовать, общее число стерилизация оценивается в 60 тысяч. 40 - 45 тысяч из них, по оценкам Майи Рунцис, проводились с использованием принуждения - 30 тысяч случаев совершенно определенно с применением принуждения, а в 15-ти тысячах других случаев оказывалось давление в большей или меньшей степени. Зафиксирован случай, когда в пригороде Гётеборга в связи с окончанием школы для трудных подростков были стерилизованы все ученики выпускных классов. Девушки должны были дальше работать по хозяйству, юноши - выполнять сельскохозяйственные работы. Все были стерилизованы, чтобы не приносили потомства.

          Самой обычной мотивировкой, если это касалось девушки, было "сексуальное непостоянство". То есть в дальнейшем она может нарожать детей, которых будет вынуждено содержать государство. Например, участковый врач в качестве аргумента называет то, что недалеко расквартирована военная часть. И этого достаточно, чтобы стерилизовать такую девушку. Или девушка часто говорит о мужчинах, или ее часто можно встретить на танцевальной площадке. Всё это могло быть основанием для стерилизации. Проводились также тесты по проверке умственных способностей. У учеников спрашивали, например, сколько людей живет в Стокгольме, кто управляет страной. Я столкнулась даже с таким случаем, - говорит Майя Рунцис, - когда один ученик на этот вопрос - кто управляет страной - ответил: Господь Бог. Он был сразу признан неправоспособным и стерилизован. Здесь заметим, что среди стерилизованных в Швеции подавляющее большинство - более 90-а процентов - были женщины. Причем некоторые и не знали, и сейчас, по прошествии многих лет возможно не знают, через какую операцию они прошли. Иногда девушкам даже не сообщали, что их будут стерилизовать. В некоторых интернатах им говорили, что предстоит операция аппендицита. Их просто обманывали. И на этот обман было разрешение Медицинского управления. Потом, уже взрослыми они удивлялись, почему у них нет детей.

          Не только люди больные, недееспособные, но и люди определенного поведения, образа жизни и даже определенной культуры могли быть признаны как нежелательные для того чтобы рожать себе подобных. И тогда в поле зрения попадают, например, цыгане с их культурой. Цыганский вопрос был очень актуальным в сороковые годы, они воспринимались как группа, которой нельзя позволить распространяться. Естественно, в законе ничего о цыганах не говорилось.

          Если подводить итоги и сравнить шведские достижения в стерилизации с остальной Европой, то нужно признать: шведский дом для народа занимает второе место после нацистской Германии. За период с 1935-го по 75-й год в Швеции было стерилизовано, как мы сказали, 60 тысяч человек, в Норвегии 40 тысяч, в Дании 6 тысяч. Столько было сделано в благополучной Скандинавии по решению государства и общества операций, которые являются недопустимым вмешательством в жизнь человека, к тому же чреваты злоупотреблениями и произволом.

(Материал взят здесь. В начале текста я начал пересказ своими словами, но вскоре перешёл на прямое цитирование, дабы не терять время, поскольку цель от этого не страдает).

          Можно немного «поиграть» с цифрами. Если население СССР оценить в 200 миллионов человек, а Швеции – в 7 млн. (1950 год), то 45 000 насильственных стерилизаций в Швеции соответствовало бы 1285714 стерилизаций в СССР. Огрубляя цифры ещё раз – 1 миллион триста тысяч. Насильственных стерилизаций. Представьте теперь, какой... шум подняло бы цивилизованное человечество и его российский филиал, произойди такое у нас в стране. Представили? Тогда немного о фильме, давшему толчок к поверхностному погружению в тему.

Новый человек» (Den nya människan), 2007, Швеция
          После такого длинного предисловия о содержании писать много не надо. Вкратце. События разворачиваются в 1951 году. Оставшись без матери, семеро детей находятся на попечении отца, который не может обеспечить им достойный уровень жизни. При этом, дети счастливы, насколько это возможно в таких условиях. Однако, появился формальный повод забрать старших детей из семьи. Гертруда, главная героиня фильма, попадает в заведение, напоминающее интернат. Такой интернат, в который легко попасть, но из которого практически невозможно выйти. Разве что согласившись на «добровольную» стерилизацию. Надо только донести своё согласие до доктора Берга, который часто приезжает в интернат – работа у него такая. Перипетии сюжета раскрывать не буду, скажу только, что режиссёр явно испытывает симпатии к Гертруде, а вот доктор Берг у него как раз и символизирует беспощадный механизм государства. В связи с этим сделаю вот такое замечание. Надо полагать, что новым человеком в фильме хотели показать именно Гертруду с её стремлением к свободе, к борьбе за свои права. В этом есть резон (да так и есть на самом деле), но разве доктор Берг не заслуживает того, чтобы и его причислили к новым людям? Кто – Гертруда или доктор Берг – заложили основы современного шведского общества? Или ещё так: допустим, что другой режиссёр по другому сценарию снял какой-нибудь сентиментальный фильм о том же самом докторе Берге – добропорядочный гражданин, примерный семьянин, заботливый отец, две чудо-дочки и т.д. А о работе – ни слова. Поцелует жену, а потом едет куда-то, возвращаясь вечером с чувством исполненного долга. И после такого фильма как не проникнуться к нему симпатией? Это я к тому, что существует несколько реальностей, которые не всегда пересекаются, а лишь слегка соприкасаются, и можно в одной реальности быть хорошим, а в другой – злодеем. Правда, как мы знаем из русской литературы, «есть Божий суд», но когда он будет? (Дабы упредить возможные претензии, сделаю заявление – мне доктор Берг антипатичен).

          Я видел и ещё несколько схожих фильмов, которые также показывают неприглядные стороны Европы второй половины 20-го века. В первую очередь назову ирландский «Сёстры Магдалины», а также датский «Настанет день» и английский «Филомена». Из них советую посмотреть первый в списке, а два других – если атмосфера «Сестёр...» сподвигнет на развитие темы.
====
Tags: Европа, Кино, Швеция, цЫвилизация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад!

  • Анекдоты по понедельникам

    В предыдущем посте я писал о том, что слова, с течением времени, могут поменять своё значение самым радикальным образом. Кажется, и слово…

  • Ещё раз о словах. Озорные мысли.

    В мире слов с некоторыми экземплярами, с течением времени, происходит "ряд волшебных изменений", в результате чего смысл их меняется самым…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment