crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

«По ту сторону надежды», 2017, Финляндия, Германия, режиссёр Аки Каурисмяки



          Если подойти к этому фильму формально, то можно сказать так: это фильм о судьбе беженцев в современной Европе. И в самом деле – главный герой, Халед, бежал из Сирии и после серии изнурительных испытаний, потеряв по пути сестру, оказался в Финляндии. Но здесь ему пришлось столкнуться с бездушной бюрократической машиной государства и не найти у неё сочувствия.

          Формально так, но это всего лишь основа, фундамент, на котором разные режиссёры могли бы снять совершенно разные фильмы, что зависит от вкусов и взглядов каждого мастера в отдельности. Но так, как это сделал Аки Каурисмяки, вряд ли мог повторить кто-то другой. Потому что Аки Каурисмяки один такой.

          Его стиль напоминает мне прозу Юрия Казакова – такое же умение незаметными штрихами плести-плести свою сеть и, в конце концов, создать мир, который принадлежит только им и в который они приглашают своих зрителей и читателей – заходите, пользуйтесь, думайте. Как и другие фильмы Аки Каурисмяки, «По ту сторону надежды» рассказывает о маленьких людях, и один из персонажей так и заявляет: «Я обычный человек». А обычные люди тоже имеют право на личную жизнь, в которой они хотят быть счастливыми в соответствии со своими представлениями о счастье. Так что, фильм несёт в себе ещё и гуманистический посыл, нечастый гость на современном экране.

          Трагедия и комедия идут в фильме рядом, и то и другое показано без надрыва и истерик, приглушённо. Немногословные герои показаны несколько условно, шаржированно, но шаржи эти дружеские, сделанные с любовью.

          Надо сказать, что в картине «По ту сторону надежды» звучат некоторые мотивы, встречавшиеся в более ранних работах режиссёра. Так, в Гавре тоже сюжет крутится вокруг нелегально прибывшего в страну мальчишки, троица грабителей из «Человека без прошлого» трансформировалась даже во внешне похожую на них «Liberation Army Finland». Как и в том же «Человеке...» важную роль играют песни на непонятном финском языке, но оригинальное исполнение делает смысл не таким уж и важным. Почти во всех фильмах Аки Каурисмяки, привязка ко времени достаточно условна, малочисленные конкретные приметы не имеют значения, и фильмы легко укладываются в диапазон размером лет в тридцать-сорок. Другими словами, они сделаны в стиле ретро, поэтому можно легко смотреть как работу 2017 года, так и гораздо более ранние. Добавлю, что некоторые сцены дополнительно раскроются, если их пересмотреть ещё раз.

          При оценке фильма «По ту сторону надежды» я не могу быть объективным – нравится мне этот режиссёр, но, всё же, режиссёр мне заочный друг, а истина дороже - «Человек без прошлого» представляется мне более целостным и гармоничным. Но это не умаляет достоинств последней работы Аки Каурисмяки. Тем более, что она может стать последней во всех смыслах – режиссёр заявил, что он уходит из профессии. Прискорбно, если он не передумает.
===
Tags: Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment