crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

Ивановъ, 2009 год, Россия, режиссёр Вадим Дубровицкий

      Осовремененная экранизация пьесы Чехова «Иванов» о человеке, у которого внезапно сели батарейки, и вот ещё вчера сильный тридцатипятилетний мужчина, жадный до жизни,  страстно любящий жену,  неутомимый в труде, горячий в эмоциях и уверенно смотрящий в будущее  вдруг протух без видимых причин и, хотя его тело ещё дёргается, совершает конвульсивные движения, заряд почти закончился, ещё немного – и всё остановится, а подключить питание некому, потому что только сам человек может найти внутри себя источник энергии. Да, тело дёргается, а душа захлебывается в лени и тоске, лишь изредка подавая робкий голосок. Разрушается дом, вырубаются леса, оскудевает пашня – всё осознаётся, но ничего не делается. И ладно бы, если разрушение касалось только самого Иванова – нет, оно, как зараза, переходит на самых близких ему людей. В общем, пьесу написал Чехов, и атмосфера характерна для многих его произведений. Кто не помнит, кратко намекну на основные сюжетные скрепы. Помещик Иванов в ту пору, когда он был человеком, женился на еврейке Саре. Женился по любви, но среди соседей сложилось единое мнение, что это был брак по расчёту и с прицелом на богатое приданное, которое должны были дать за невестой. Увы, родители в приданном отказали, и поэтому-то Иванов свою жену разлюбил, впал в депрессию, а теперь нацелился на деньги в семействе соседей, в котором подрастала восторженная девушка Сашенька, безумно влюблённая в нашего героя. То есть, соседи оценивали ситуацию исходя из своих прагматичных представлений о жизни, а Иванов, как и положено чеховскому интеллигенту, мучился душевными болезнями. Два мира, находящиеся в разных измерениях.

          Теперь о том, как эта драма смотрится на экране. Начну с оценки – мне, в целом, понравилось (дёготь буду выдавливать и добавлять по каплям). Во-первых, операторская работа, которая особенно хорошо смотрится именно сейчас, поздней осенью. Во-вторых,  и обстановка, в которой развивается действие, и костюмы персонажей не режут глаз, а вписываются в общую атмосферу фильма, став составной частью реализации замыслов режиссёра, придавая новые краски персонажам фильма. Даже времена года играют роль: депрессия Иванова проходит на фоне поздней осени, зима – время кризиса, и, наконец, весна – освобождение от зимнего плена, а ведь «даже пень в весенний день берёзкой снова стать мечтает»... Игра актёров иногда скатывается в театральность, в излишнюю экзальтированность, что кинематографу, на мой взгляд, не совсем подходит.  А сумасшедший, в исполнении Валерия Золотухина, вообще выглядит инородным телом, как будто бы заскочил в кадр со съёмок другого фильма.

          Скажу немного и о возможных интерпретациях происходящего на экране. В советское время было проще, а приговор очевиден – нам показали разложение помещичьей среды, её пошлость, ограниченность и никчёмность. Теперь замахи стали посерьёзнее и требуется проверять – нет ли здесь скрытой русофобии, то есть того, что находят  в фильмах Звягинцева, например (или приписывают им)? Что касается меня, то я предпочитаю придерживаться первого варианта, принимая во внимание то, что это всё-таки пьеса Чехова. Хотя можно понять и потенциальных сторонников второго взгляда: слишком уж тотально оскотинивание окружающей Иванова среды, настолько тотально, что когда в одной из сцен гости, собравшиеся на вечеринку в соседнем поместье, надели маски животных – то и не поймёшь сразу, не есть ли это их настоящие лица?

        Надо отметить игру с символами, к которой нередко прибегает режиссёр. О масках я уже сказал, есть в фильме и проплывающий над Россией воздушный шар, из гондолы которого два иностранца с любопытством разглядывают собравшуюся компанию, у которой вместо лиц видны маски свиней, коров, козлов и прочих домашних  животных. Что этим хотел сказать режиссёр? Ведь за каждым символом скрывается какой-то смысл.

        Я бы однозначно советовал посмотреть эту  работу Вадима Дубровицкого,  если бы не одно но – слишком большой хронометраж картины, без малого три часа. Не скажу, что это сильно утомляет, но есть затянутые моменты. Можно было выдавить воду. Хотя, в целом, фильм любопытный и вполне качественный.
=====
 
Tags: Кино
Subscribe

  • Два недосмотренных сериала

    Два сериала, которые смог только начать и которые забросил после первой же серии. Начну с нашего. Анна Каренина, 2017, режиссёр Карэн…

  • В этот день 9 лет назад

    Этот пост был опубликован 9 лет назад!

  • Толстой и Ленины

    Все, наверное, помнят картину, на которой задумчивый всадник стоит перед развилкой дорог и смотрит на камень. На камне написано, что произойдёт,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment