crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

«Молоко скорби» (Молоко печали). 2009 год. Испания, Перу. Режиссёр Клаудия Льоса.

 

Тягучая, унылая песня умирающей старой женщины. Даже не песня, в привычном нам смысле, – так она пересказывает свою ужасную историю о том, как её, беременную, насиловали солдаты, о том, как на её глазах убивали мужа. Этот рассказ слушает совсем юная дочь, Фауста, перенимая  способность выражать свои чувства в форме песни, наполняясь страхом перед жизнью и ненавистью к мужчинам. Это всепоглощающее чувство и стало фундаментом, на котором выстроен фильм. Ограниченная в выборе средств, Фауста ликвидирует угрозу со стороны этих животных  надёжным, на её взгляд, способом – разместив во влагалище картофелину. Так начинается фильм «Молоко скорби».

           

Выделю условно два слоя этого фильма. Первый – символический, который используется для расширения смысла показанных жизненных коллизий. Сразу скажу, что я не любитель дешифровки режиссёрских посланий. Для этого есть переводчики-киноведы, мне же этот язык – как болгарский: и буквы известны, и слова кажутся знакомыми, а о чём речь и не поймешь однозначно - и так можно подумать, и эдак. Картофель индейцы Южной Америки начали выращивать (страшно подумать, и как только теперь об этом узнали?) четырнадцать тысяч лет назад. Наверняка там существуют и  сохранившиеся до наших времён мифологические или символические представления, связанные с этим продуктом, столь длительное время поддерживавшему их жизнь (не в одиночку, конечно). Мне они не известны, хотя приходит в голову более близкая нам аналогия о том, что зерно, брошенное в… н-да, немного не туда его прятали. Так вот, вся  потенциально возможная символика, связанная с картофелем, жемчугом, мёртвой матерью под кроватью, землёй и морем мне не очень интересна, потому что ничего оттуда почерпнуть для усиления эффекта от увиденного лично я не смогу. В этом отношении мои взаимоотношения с режиссёром напомнили разговор врача и дяди Фаусты, объясняющих нездоровье девушки со своих, непересекающихся точек зрения. Первый рационален, для него болезнь Фаусты – последствия нахождения картофелины во влагалище, дядя же всё объясняет страхом, впитанным с молоком матери. Вроде бы говорят на одном языке, но друг друга понять не могут.

Второй слой – реалистический, бытовой. Не часто приходится на наших экранах видеть южноамериканский кинематограф (не имею в виду рабынеизауроподобные сериалы), поэтому любопытно и познавательно хотя бы одним глазком заглянуть в их мир. И вот заглянул. Интересно. Жизнелюбивый народ, заполняющий не самые приспособленные для жизни места, его обычаи, характер взаимоотношений. Но, всё-таки, это не Клуб кинопутешествий и надо резюмировать впечатления от фильма в целом.

Резюме. Плюсы: познавательно, красивые, необычные пейзажи и бытовые зарисовки, удачно подобранный музыкальный ряд, временами физически ощутимое чувство тревоги,  в которое погружена героиня.

Минусы: вялый сюжет, чужие, не совсем понятные нам проблемы, можно посчитать искусственной и надуманной основную сюжетную линию с картофелиной.

Надо ли смотреть? Не настоятельно, но рекомендую.  В первую очередь, любителям бессюжетных фильмов. Остальным – хотя бы для расширения кругозора, к тому же на Берлинале-2009  «Молоко скорби» выиграло и главный приз, и приз критиков.

Tags: Кино
Subscribe

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад!

  • Анекдоты по понедельникам

    В предыдущем посте я писал о том, что слова, с течением времени, могут поменять своё значение самым радикальным образом. Кажется, и слово…

  • Ещё раз о словах. Озорные мысли.

    В мире слов с некоторыми экземплярами, с течением времени, происходит "ряд волшебных изменений", в результате чего смысл их меняется самым…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments