Во время моего детства шахматы были уважаемым и массовым видом спорта, входящим, пожалуй, наряду в футболом и хоккеем, в тройку самых популярных в стране. Сам любил подвигать фигуры, а после того, как сломал какую-то кость в плече и практически на всю длинную зиму оказался от шеи до дырки в животе загипсованным в корсет, от которого была освобождена только одна рука, я взял в библиотеке несколько книг и начал изучать дебюты и правила разыгрывания эндшпилей. Правда, к весне кость более-менее срослась, и шахматы оказались на втором плане, в тени более подвижных игр и занятий. Но интерес к этому спорту остался, и я отслеживал перипетии баталий больших мастеров. К тому же, тогдашние СМИ уделяли шахматам много времени - а как иначе, если наши шахматисты на протяжении многих лет были бессменными, за исключением короткого промежутка времени, чемпионами мира и победителями бесконечного множества турниров. А это приносило много вистов (или матов?) всей стране, к тому же шахматы являются занятием умственным, что в то время поощрялось. Шахматисты высокого уровня относились к категории, которую я бы назвал «заслуженные люди». Это совсем не то, что сейчас называют звёздами. Звёзды – это понятие с коммерческим привкусом, а заслуженный человек – это совсем другое. Конечно, детские впечатления – не всегда надёжный источник, поскольку в такие годы совсем другая иерархия приоритетов и интересов. Может быть, поэтому я не помню не то что истерии в СМИ по поводу противостояния, например, Бобби Фишера и Бориса Спасского, а даже не запомнил излишней политизации этого поединка и перевода его исключительно в плоскость противостояния двух систем. Это не матч Карпова с Корчным, в котором, помимо прочего, и претендент подбрасывал дровишки в огонь. Но это совсем другой случай, а я напишу немного о фильме «Жертвуя пешкой», который, вроде бы, о шахматах и Бобби Фишере, но не только.
Американцы, в отличие от нас, не страдают исторической рефлексией. У них не принято то и дело переписывать историю и расставлять новые акценты. Прошлое осталось позади, зачем на него тратить силы, надо думать о настоящем и будущем. Поэтому все штампы времён холодной войны благополучно перетекают и в наше время. И не только холодной войны: например, в фильме «Свободный штат Джонса» (Free State of Jones) проигравшие гражданскую войну конфедераты показаны примерно в том же свете, в котором сейчас в нашем кинематографе показывают красных времён нашей Гражданской войны. Такова жизнь – сценарии пишут победители.
Но вернёмся к доске, на которой авторы фильма «Жертвуя пешкой» разыгрывают свою партию. Тем более, что задача у них была не совсем тривиальная: с одной стороны, хотелось снять фильм о противостоянии свободы и тоталитаризма, а, с другой, носитель свободы очень уж неудобная личность, наговорившая массу неприятных вещей не только о коммунистах и евреях, но имевшая наглость замахнуться на саму совесть мира.

Фишер показан гениальным психопатом параноидального типа (это мой непрофессиональный диагноз, сделанный только для определения того состояния, в которое погрузил шахматиста режиссёр). Истоки его комплексов и психической неуравновешенности авторы поместили в детство, увязав их с маргинальной матерью-коммунисткой, которая всюду, и не без основания, видела агентов ФБР, мешавших ей и её друзьям делать революцию. Ну и безотцовщина внесла свой вклад. В общем, задатки были заложены, а сам Бобби их развил до болезненной степени. А с больного взятки гладки, так что, зрителю не надо воспринимать всерьёз его филиппики в адрес США.
Тем не менее, именно этот человек оказался на острие одного из сражений холодной войны, апофеозом которого стал матч за звание чемпиона мира в Рейкьявике 1972 года. Шахматисты США, до сих пор терпевшие унизительные поражения в соревнованиях с советскими мастерами, вдруг получили возможность утереть нос этим русским. Дело оказалось настолько принципиальным, что поддержку Фишеру оказывали политики самого высокого уровня, а его победа над Спасским стала национальной победой, отмеченной в стране с чисто американским восторгом. И, конечно, она была использовано и в качестве аргумента в соревновании двух систем. Соревновании, в котором шахматисты были просто пешками, хотя казались себе ферзями.

===