crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

О шахматах и о кино на тему матча Спасский-Фишер. ("Жертвуя пешкой"). Со вступлением.

Вступление.
       
       Во время моего детства шахматы были уважаемым и массовым видом спорта, входящим, пожалуй, наряду в футболом и хоккеем, в тройку самых популярных в стране. Сам любил подвигать фигуры, а после того, как сломал какую-то кость в плече и практически на всю длинную зиму оказался от шеи до дырки в животе загипсованным в корсет, от которого была освобождена только одна рука, я взял в библиотеке несколько книг и начал изучать дебюты и правила разыгрывания эндшпилей. Правда, к весне кость более-менее срослась, и шахматы оказались на втором плане, в тени более подвижных игр и занятий. Но интерес к этому спорту остался, и я отслеживал перипетии баталий больших мастеров. К тому же, тогдашние СМИ уделяли шахматам много времени - а как иначе, если наши шахматисты на протяжении многих лет были бессменными, за исключением короткого промежутка времени, чемпионами мира и победителями бесконечного множества турниров. А это приносило много вистов (или матов?) всей стране, к тому же шахматы являются занятием умственным, что в то время поощрялось. Шахматисты высокого уровня относились к категории, которую я бы назвал «заслуженные люди». Это совсем не то, что сейчас называют звёздами. Звёзды – это понятие с коммерческим привкусом, а заслуженный человек – это совсем другое. Конечно, детские впечатления – не всегда надёжный источник, поскольку в такие годы совсем другая иерархия приоритетов и интересов. Может быть, поэтому я не помню не то что истерии в СМИ по поводу противостояния, например, Бобби Фишера и Бориса Спасского, а даже не запомнил излишней политизации этого поединка и перевода его исключительно в плоскость противостояния двух систем. Это не матч Карпова с Корчным, в котором, помимо прочего, и претендент подбрасывал дровишки в огонь. Но это совсем другой случай, а я напишу немного о фильме «Жертвуя пешкой», который, вроде бы, о шахматах и Бобби Фишере, но не только.

        Американцы, в отличие от нас, не страдают исторической рефлексией. У них не принято то и дело переписывать историю и расставлять новые акценты. Прошлое осталось позади, зачем на него тратить силы, надо думать о настоящем и будущем. Поэтому все штампы времён холодной войны благополучно перетекают и в наше время. И не только холодной войны: например, в фильме «Свободный штат Джонса» (Free State of Jones) проигравшие гражданскую войну конфедераты показаны примерно в том же свете, в котором сейчас в нашем кинематографе показывают красных времён нашей Гражданской войны. Такова жизнь – сценарии пишут победители.
          Но вернёмся к доске, на которой авторы фильма «Жертвуя пешкой» разыгрывают свою партию. Тем более, что задача у них была не совсем тривиальная: с одной стороны, хотелось снять фильм о противостоянии свободы и тоталитаризма, а, с другой, носитель свободы очень уж неудобная личность, наговорившая массу неприятных вещей не только о коммунистах и евреях, но имевшая наглость замахнуться на саму совесть мира.



          Фишер показан гениальным психопатом параноидального типа (это мой непрофессиональный диагноз, сделанный только для определения того состояния, в которое погрузил шахматиста режиссёр). Истоки его комплексов и психической неуравновешенности авторы поместили в детство, увязав их с маргинальной матерью-коммунисткой, которая всюду, и не без основания, видела агентов ФБР, мешавших ей и её друзьям делать революцию. Ну и безотцовщина внесла свой вклад. В общем, задатки были заложены, а сам Бобби их развил до болезненной степени. А с больного взятки гладки, так что, зрителю не надо воспринимать всерьёз его филиппики в адрес США.
          Тем не менее, именно этот человек оказался на острие одного из сражений холодной войны, апофеозом которого стал матч за звание чемпиона мира в Рейкьявике 1972 года. Шахматисты США, до сих пор терпевшие унизительные поражения в соревнованиях с советскими мастерами, вдруг получили возможность утереть нос этим русским. Дело оказалось настолько принципиальным, что поддержку Фишеру оказывали политики самого высокого уровня, а его победа над Спасским стала национальной победой, отмеченной в стране с чисто американским восторгом. И, конечно, она была использовано и в качестве аргумента в соревновании двух систем. Соревновании, в котором шахматисты были просто пешками, хотя казались себе ферзями.

          Общее впечатление от фильма таково: всё сделано грубовато, как будто топором высекали. Америка показаны разноцветной, многообразной, а советская сторона – зачехлённой, угрюмой, чёрно-белой. А выход Бориса Спасского на калифорнийский пляж в сопровождении охраны просто смешон, только непонятно, над кем надо смеяться. Представьте – жара, океан, пляж, наполненный энергией, светом, вольностью. И тут к нему подъезжают чёрные автомобили, из которых выходит дюжина одетых в чёрные костюмы мрачных типов мужского пола. И вот они, ведомые чемпионом мира, выстроившись в шеренгу, вклиниваются в этот воздушный и светлый мир. Чужие на американском празднике жизни. Это надо видеть! А они, наверное, так и видят. Так что, фильм представляет интерес как напоминание о действительно великом событии в истории шахмат,  и как пример того, как всё это представляется с той стороны океана.
===
Tags: Кино, США
Subscribe

  • Анекдоты по понедельникам

    Похитили бандиты мужика. Притащили его на озеро, опускают головой в воду и спрашивают: — Доллары есть? — Нет. — Евро есть? —…

  • Анекдоты по понедельникам

    После рекордного снегопада на улицы Москвы вышло 80 тысяч человек с лопатами, 150 тысяч видеоблогеров с камерами и два миллиона инстаграмщиков со…

  • Анекдоты по понедельникам

    - В Белом Доме хотят ввести гендерно-нейтральные обращения. - Например, товарищ? ============ - Дело не в том, что ваша семья богата, я действительно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments