crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

Дэниел Блэйк и его товарищи.

          Сейчас для описания жанров, направлений и прочих более-менее типичных особенностей кинематографа придумано столько понятий, что я уже и не пытаюсь разобраться в них и в стоящих за ними смыслах. Сиквелы, приквелы, слэшеры, нуары, байопики и прочие трахтеры-тебидохтеры. Да и зачем без меры множить для себя число сущностей? Так что, возможно, для жанра четырёх фильмов, о которых я хочу немного написать, есть отдельное название, но я его не знаю и постараюсь указать на их некоторые характерные особенности. Так, как они видятся мне. Итак: показывается будничная жизнь простых людей, в которой возникает какое-то отклонение от обычного течения. Характерна и манера показа: без налёта театральности,  в стилистике документального жанра. Небольшие сценки, в каждой из которых, в основном, не происходит ничего экстраординарного, заполняют пространство фильма. Фильмы такого рода негромки, они не задерживаются надолго в памяти, это слабые вспышки, высвечивающие всего лишь небольшие участки нашего мира. Несмотря на то, что в них могут присутствовать и убийства, и изнасилования,  здесь нет явным образом показанного ужаса, присутствующего в триллерах, и заставляющего замирать сердце. Здесь сама обыденность - вместилище  ужасов. Обыденность безжалостная и беспощадная. Просто мы к ней привыкли и не всегда всё замечаем. Пока не окажемся вытолкнутыми из её привычных объятий, и тогда она превращается в страшного зверя, поглощающего маленького человека. Начну свой небольшой обзор с обладателя Золотой пальмовой ветви в Каннах 2016 года.

«Я, Дэниэл Блэйк», Англия, 2016
          Размеренную жизнь плотника Дэниэла Блэйка, приближающегося к пенсионному возрасту, нарушил инфаркт. Врач запретил ему работать. Добропорядочный член общества и добросовестный плательщик налогов обратился в систему социального страхования. Но, оказалось, что он совсем не знал общества, в котором живёт. Попытки проникнуть внутрь этой системы успешно отражались на самых первых её рубежах. Нечто подобное происходило в одном из романов Кафки, персонаж которого, землемер по профессии, пытался попасть в Замок. Но этот фильм далёк от метафизических проблем. Напротив, это, скорее, прямая критика некоторых реальных и конкретных аспектов английской общественной жизни. Возможно, несколько в утрированной форме. Но для меня самое интересное в этом фильме другое: за что он получил Золотую ветвь Каннского фестиваля? За остроту критикуемой проблемы? Неужели забюрократизированность общества - самое страшное зло современности? Что касается художественной стороны, то, как по мне, она не сильно отличается от тех фильмов, о которых я скажу ниже.


«Неизвестная», 2016, Бельгия, Франция, режиссеры Жан-Пьер Дарденн иЛюк Дарденн.
          Достаточно молодая женщина врач Женни Давин учит практиканта искусству отстранения от боли и страданий пациента. В это время в домофоне их небольшой клиники появляется изображение девушки, просящей открыть ей дверь. Поскольку время работы уже закончилось, то Женни использует отказ в помощи как пример того, что у врача должно быть личное время и больные должны это учитывать. Однако, на следующий день неподалёку от клинику было обнаружено тело этой девушки. Испытывая чувство вины и посчитав, что полиция недостаточно заинтересовалась этим делом, Женни начинает собственное расследование. Фильм братьев Дарденн по стилистике похож на их предыдущие работы, которые мне довелось увидеть («Два дня, одна ночь» и «Мальчик с велосипедом»). Погружение в обыденность вовлекает зрителя (меня, во всяком случае) в свой поток и замечаешь вдруг, что сам постоянно стоишь перед проблемой выбора, которую решает не только главный герой, но и остальные персонажи фильма. «Неизвестная» мне показалась слабее «Дух дней, двух ночей» хотя бы пониженным уровнем социального пафоса, но... мастерство не пропьёшь. Скажу ещё, что «Неизвестная» боролась с уже упомянутым «Я, Уильям Блэйк» за призы Каннского фестиваля, но проиграла. Я не в восторге от этих двух картин, но и слабыми назвать их не могу. В общем, судите сами.

Толпа/ Стая (Flocken), 2015, Швеция
          Девушка обвиняет своего одноклассника в изнасиловании. Дело происходит в небольшом шведском селении, в котором все или родственники, или знакомые. И вот, в один миг, всё перевернулось, и девушка, вместе со своей небольшой семьёй, оказывается противостоящей взбесившейся толпе. Не первый фильм на такую тему, можно вспомнить, например, датско-шведскую «Охоту» (Jagten). В обоих случаях, на мой взгляд, авторам удалось передать ощущение постепенно сжимающейся петли.

Будущая жизнь (Efterskalv), 2015, Швеция, Польша, Франция
          Ученика старших классов выпускают из колонии, где он пробыл два года за убийство девушки. Наверное, он хочет начать жизнь с чистого листа, пытаясь вернуться в тот же класс, где учился до убийства. Однако, его одноклассники не считают, что он очистился от прошлого и отторгают своего бывшего товарища. Дело происходит в сельской местности - неторопливо, без особых эмоциональных надрывов, хотя напряжение так и сочится из почти идиллических картин.
Tags: Кино, Кинообозрение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments