crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

«Американская история преступлений» (1-й сезон). И не только американская.

        Зная, что сериал полностью посвящён всего одному, хотя и громкому, судебному разбирательству, долго собирался с духом для того, чтобы усадить себя перед экраном. Даже то, что американцы умеют внести в сцены соревнования между обвинением и защитой интригу и динамику, не помогало – всё-таки десять серий об одном деле, не слишком ли много? Не придётся ли, утомлённому препирательствами, заскучать на середине сериала или, хуже того, сойти с дистанции? Признаю, был неправ в своих подозрениях. В сериале качественно всё. Сценарий, то есть сюжет, диалоги, характеры персонажей, каждый из которых имеет своё лицо. Режиссёрская группа, подобно классному дирижёру, не выпускавшая из своих рук управление многочисленным оркестром. Об операторской работе мне уже говорить надоело после каждого просмотра американского или другого западного фильма: картинка создаётся настолько мастерски, что она становится органичным участником действия. Ну и другие участники не подкачали – монтажёры, декораторы, костюмеры, и т.д. и т.п. Если коротко, то это сериал из высшей лиги, из той, в которой находится, скажем, "Фарго". И словами передать то, что сказано кинематографическим языком, непросто. Я и не буду пытаться, расскажу, о том, что показалось интересным и поучительным мне.

         В основу фильма легли реальные события, а у главных действующих лиц были реальные прототипы. Вечером 12 июня 1994 года патруль полиции Лос-Анджелеса обнаружил два трупа с многочисленными ножевыми ранениями. Личности были установлены быстро, это были бывшая жена чернокожей звезды американского футбола О. Джей Симпсона и её то ли друг, то ли любовник. В убийстве обвинили Симпсона. Улик было, что называется, выше крыши. Настолько много, что другие версии даже не рассматривались. Казалось, что обвинительный приговор неотвратим. Но, дело было в Америке с её системой отправления правосудия. Особенности её работы и демонстрирует этот фильм. Остановлюсь на нескольких моментах.

Правосудие и деньги.
            Роль денег в современном мироустройстве преувеличить трудно. Их влияние просматривается во всех сферах общественной жизни, и система правосудия не исключение. Чем больше денег, тем сильнее позиция. Вот и в нашем случае Симпсон имеет возможность нанять для своей защиты целую россыпь лучших специалистов Америки. Равноправие граждан перед законом? Формально оно не нарушено, идёт соревнование команд защиты и обвинения. Однако, одна команда имеет возможность усилить свой состав звёздами, а другая -  нет. И может получиться матч Реал (Мадрид) – Текстильщик (Камышин). Но это в теории, в сериале же команды  не так сильно различаются по классу.

Манипулирование присяжными.
          В этом отношении сериал, кажется, лучший из тех, что доводилось мне видеть. Во-первых, показана стратегия и тактика защиты. Подбор команды, поиск слабых мест у обвинения, подключение средств массовой информации, использование сопутствующих обстоятельств, разделение функций среди членов команды и так далее. Во-вторых, работа с присяжными, начиная от стадии комплектования состава жюри и заканчивая анализом образа мысли и восприятия происходящего каждым из членов жюри. Действо тянулось почти год, и всё это время шла жесточайшая борьба между двумя командами за симпатии присяжных. Факты против мнений, так можно обозначить основную интригу процесса. Факты или мнения, что убедительнее и правдоподобнее выглядит для членов жюри? Казалось бы, разве можно что-то противопоставить железобетонным доказательствам?  Оказывается, можно. Кто победил, раскрывать не буду, смотрите сами и в конце десятой серии увидите. Скажу только, что сражение было напряжённым, и чаша весов долго колебалась, в какую сторону ей склониться.

Бои не местного значения.
            Не стал бы воспринимать этот фильм локально, как всего лишь описание, пускай и хорошо сделанное, одного эпизода из обширной истории американских преступлений. Ведь кто такие присяжные? Это типичные представители народа, то есть большинства населения страны. С соответствующим уровнем образования, набором штампов, психологическими особенностями. Небольшая модель общества, сознание которого требуется сориентировать в нужном направлении. И сериал показывает некоторые (не все) приёмы манипулирования общественным сознанием. Как, произведя действия в мире виртуальном, добиться желаемого в мире реальном. Правда, истина, справедливость – предметы спекуляций, но не цель. Потому что настоящая цель – победа любой ценой и любыми средствами. Конечно, желательно при этом находиться в формальных рамках закона, но эти рамки очень широки.
          По уровню показа методов манипулирования общественным сознанием сравню этот  сезон «Истории американских преступлений» с другим американским фильмом, из разных вариантов перевода названия которого остановлюсь на таком – «Хвост виляет собакой» (Wag the Dog). И ставлю этот сериал так высоко именно по причине того, что показанные методы манипулирования слишком часто встречаю в современной практике. И не только в российской. Далеко не только.

Грустные мысли.
          И что ещё не хочется говорить, но придётся. Грустно становится после просмотра таких кинематографических продуктов. Как же далеко мы отстали от них! И, кажется, положение безнадёжно. Складывается впечатление, что  наши сериалопроизводители взяли за идеал латиноамериканские образцы прошлого века. Что-то вроде «Богатые тоже плачут» и подобных слезливых «изаур». Не смотрю, но сужу по рекламным роликам разных «гречанок», которые Эрнст подпускает в больших количествах и которые иногда приходится видеть. Российский кинематограф (а, может быть, и вся российская культура) семимильными шагами движется в направлении глухой провинции. Массовая культура в низкопробном исполнении. Я бы расценивал это как преступление против общественного сознания, но сейчас, кажется, за это награждают. Так что, если мои оценки «Американской истории преступлений» покажутся слишком восторженными, имейте в виду, что здесь сыграл свою роль и контраст между их кинематографом и нашим.
.
Tags: Кино, Сериал
Subscribe

  • Анекдоты по понедельникам

    За минувшие сутки никто не застрелен, не взорван, ни один самолет не разбился, ни один корабль не утонул. Стихийных бедствий не было. Редакция…

  • Анекдоты по понедельникам

    Сидит коллега, лицо хмурое. Спрашиваю: - Что делаешь? Ответ: - Анекдоты читаю… ========== В связи с запретом мата в общественных местах,…

  • Анекдоты по понедельникам

    - Мам, а динозавры в нашей речке водились? - Да откуда я знаю. Это же очень давно было. У дедушки спроси. ============ - Простите, а Вы поститесь? -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments