crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

«Контрибуция», 2015, режиссёр Снежкин.

         Любопытный фильм. Во всяком случае, для современного российского кинематографа. И не столько самой темой, сколько  её раскрытием.

          1918 год, гражданская война. Корпус 27-летнего генерала Пепеляева взял Пермь. Однако, войска его истощены настолько, что развить своё наступление на Вятку нет никаких возможностей: ни снарядов, ни патронов, ни бензина, ни корма для лошадей, ни обмундирования... Если коротко – нет ничего. В наличии, по словам начальника контрразведки, разве что патриотический дух. Встаёт вопрос – как быть? Реквизиция? Но для этого половину губернии надо выпороть, а вторую – расстрелять. Начальник контрразведки готов пойти и на это, но, задают ему резонный вопрос один господин, зачем тогда освобождали от большевиков? Чтобы расстрелять? Этот же господин предлагает другой вариант: собрать всех богатеев Перми и наложить на них контрибуцию, по 116 700 рублей золотом с каждого. И действие завертелось. Хотя всё происходит в пределах одной комнаты, скучным назвать его я не могу. И дело не в детективном сюжете, который, кстати, меня не впечатлил, а в интриге другого рода.

          Во-первых, достаточно ясно проглядывает мысль о том, что в гражданской войне есть логика действий, которая диктует белым, красным, зелёным и синим образ и набор действий, который не зависит от цвета. А во-вторых, из-за чего я и назвал этот фильм любопытным, состоялся интересный диалог между  армией освободительницей в лице генерала Пепеляева и освобождаемой буржуазией, представленной цветом торговцев, банкиров и предпринимателей  Перми. Не буду жёстко накладывать этот художественный вымысел на реальные события, но разница в понимании целей войны всё же не из пальца высосана. Итак, если для генерала идёт война за будущее России,  то для этих буржуа всё гораздо приземлённее. С удовольствием ухватился один из них за понятие «белое дело», делая особый акцент на втором слове. Они относятся к гражданской войне как к делу (бизнесу в современном языке), в которое вкладываться есть смысл лишь если это дело принесёт им дивиденды. Поскольку в это время положение на фронтах не очевидно, то и участвовать в сомнительном предприятии у них охоты нет. С кем воевать понятно, а вот за кого? -  спрашивает себя генерал Пепеляев.

     Эта группа из шести «товарищей» и стала самым ярким пятном в картине. Остальные им явно проигрывают. А две женские роли вообще смотрятся странно. Во всяком случае, на мой вкус. Если причину, по которой молоденькую полудевочку-полуженщину Надежда Толубеева сыграла  не очень удачно, можно найти в том, что это совсем не её роль и те приёмы, которые она использовала для показа дворянки начала двадцатого века, более уместны в наших современных сериалах,  то вдова купца Чагина в исполнении Елизаветы Боярских не впечатлила совсем по другой причине. И не так страшно, что я, как зритель, не мог забыть, что это не Чагина, а Боярская. Хуже то, что об этом не смогла забыть сама Елизавета.

          Если кто соберётся смотреть «Контрибуцию», то предупреждаю, что есть два варианта – режиссёрский (2 часа 42 минуты) и укороченный (1 час 40 минут). Я смотрел первый, а что собой представляет кастрированный вариант, мне не известно. Во всяком случае то, что режиссёр Снежкин попросил убрать из него свою фамилию, на что-то нехорошее намекает. Подозреваю, что в укороченном оставили детективную линию, а сопутствующие рассуждения обрезали.  Слышал, что Леонид Юзефович, который принимал участие в написании сценария, также отказался от упоминания его имени в перечне соавторов, даже несмотря на то, что фильм снят по мотивам его повести. Почему – не знаю. Несмотря на это, полную версию этой картины рекомендую посмотреть. Не шедевр, но интерес представляет.
=====
Tags: Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments