crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

Коррекция немецкой исторической памяти и минисериал "Наши матери, наши отцы".

          Несколько лет тому назад я  слышал отзывы об этом сериале 2013 года, которые тогда подавили всякое желание соприкасаться с этой версией Второй мировой войны. Акцент в откликах делался на зверствах советских солдат, а такие картины мне уже попадались и множить их число в своём собственном сознании не хотелось. Но вот, во время чтения книги Алейды Ассман, сериал снова привлёк моё внимание, и на этот раз аргументы «за» оказались сильнее. Поэтому начну с предыстории, а потом пару слов скажу и о содержании.

        На этот сериал в Германии было поставлено многое. Съёмки продолжались семь с половиной лет, выход фильма на экраны предварялся крупномасштабной рекламной кампанией и, в результате, его рейтинг достиг фантастических высот, а доля аудитории превысила 24%. Если учесть, что люди продолжали и продолжают (хотя бы я тому пример) смотреть «Наши матери, наши отцы», цифры окажутся ещё внушительнее. Конкретных указаний на тех, кто был задействован в продвижении фильма, у Ассман я не увидел, но, думаю, и государство поучаствовало в этой кампании. Ведь целью, в итоге, было не  столько создание произведения искусства, сколько коррекция исторической памяти немцев, объяснение событий Второй мировой с позиций сегодняшнего дня, другими словами - терапия травмированного общественного сознания. Правда, терапия ограничилась только войной на Востоке и еврейским вопросом, оставив на третьем плане, например, практически всеобщую увлечённость идеями нацизма. Но создатели фильма, в качестве одной из основных задач, сделали восстановление доверия между поколениями и, в первую очередь, внутри поколений одной семьи. Великая сила искусства такова, что многие из старшего поколения, ровесников главных героев картины, говорили – да, так это и было. Прошлое хранится в памяти человека в виде обрывков, мозаики. Художественными средствами можно создать имитацию реальности такой степени достоверности, что обрывки памяти, как в калейдоскопе, подстроятся под вымысел и  вымысел станет для человека правдой. Воздействие оказывается только на часть  его памяти, получая подпитку жизненными силами от экрана. Остальные же воспоминания так и останутся омертвелым грузом. Авторы фильма препарировали историю для старших поколений и, судя по откликам, терапевтическая цель их творения была достигнута. И волки сыты, и овцы целы.

.          Минисериал «Наши матери, наши отцы» состоит всего из трёх серий. Действие начинается  летом 1941 года со сцены в небольшом кафе, в котором собирается компания из пяти друзей. Два брата уходят на Восточный фронт, одна девушка собирается стать медсестрой и также проследовать в том же направлении, другая девушка остаётся в Германии и пытается реализовать себя как певица, а еврей Виктор ожидает от американского посольства квоты на выезд за океан. Друзья договариваются встретиться в этом же месте на Рождество, и разве что-то может помешать их планам? Они молоды, здоровы, жизнь только начинает разворачивать перед ними свои перспективы. Вот сходят они, ради будущего Германии, на войну, разобьют большевистские орды, и вернутся с победой в самую прекрасную из стран. Всего пару-тройку месяцев, и жизнь снова будет радовать их своим теплом и светом. Что ж, их встреча состоялась, правда, не в 1941, а в 1945 году, и не все из них смогли прибыть к месту назначения.

         Я начал с тональности отзывов, по которым года три назад составил негативное впечатление и даже краем глаза не пытался глянуть, что же это за работа. Был неправ, сериал мало того, что качественно снят, так ещё и очень познавателен. Особенно в контексте тех смыслов, которые авторами и заказчиками закладывались в содержание фильма. Краткое резюме может прозвучать так: у всех рыльце в пуху, и нечего столько лет всю вину взваливать только на одну страну. Хорошие немецкие люди были поставлены в такие обстоятельства, но они совсем не злодеи. Злодеями среди немцем были только эсэсовцы, но они осуждены в Нюрнберге, поэтому пока их будем показывать так.  Никакого поголовного увлечения идеями национал-социализма не было, разве что в еврейском вопросе перегнули палку. Но потом-то прозрели. А другие страны чем лучше? Поляки показаны антисемитами такой степени, что немцам до них, как пешком до Луны. Если в Германии еврейский вопрос решали только силы СС, то поляки, практически поголовно, еврея готовы прикончить на месте. Украинцам тоже досталось (не знаю, как бы их показали, если бы сериал снимали после 2014 года) – их вспомогательные войска устраивают облавы на евреев, а украинские части СС «работают» в лагерях. Что касается русских, то я выделю две сцены. В первой показан захват немецкого госпиталя. После боя немцы отступили, а госпиталь эвакуировать не успели. Советские солдаты врываются в помещение, добивают раненых и насилуют медсестёр. Сцена короткая, хотя и запоминающаяся, но так нас на Западе давно принято показывать, поэтому чему тут удивляться? Это составные части западной мифологии, а цель сериала – создание новой мифологии для немцев, для внутреннего употребления. Нам надо не возмущаться, а обратить внимание на себя, какие картины о войне рисует наше искусство, например, тот же кинематограф. И делать надо такое кино, которое своей выразительностью и силой перекрывало бы влияние подобных сцен. Я бы в немецком сериале  большее внимание обратил на эпизод с пленённым в бою комиссаром. В современных российских фильмах комиссаров не показывают так, как сделали это немцы. Более того, я вот так, сразу, не могу припомнить в нашем кинематографе пример положительного образа комиссара (или хотя бы показанного нейтрально). У немцев же это храбрый и умелый воин, за свои убеждения готовый отдать жизнь.  А вот с американцами получилось совсем интересно. Во-первых, это вопрос с квотами. Я читал когда-то, что выезд в Америку для немецких евреев в принципе был возможен, но американские квоты ограничивали количество выезжающих и, что тоже немаловажно, и качество (в капиталистическом смысле, то есть в смысле пользы). Сейчас проверять так ли это было на самом деле, или я пил воду из некачественного источника, не буду. В фильме Виктор из семьи простых портных квоты так и не дождался. Куда страшнее другое. Был там такой персонаж, высокопоставленный эсэсовец. Понимая, что за содеянное его ждёт, в лучшем случае, расстрел, перед капитуляцией он решает уйти из жизни по пути Геббельса, то есть со всей семьёй, однако, в последний момент то ли духа не хватило, то ли внезапно смог заглянуть в будущее и увидеть там более радостные перспективы. В общем, этот злодей благополучно устроился работать в американскую администрацию под крылышко новых хозяев. Вот и выбирайте, кто в то время был хороший.

          «Наши матери, наши отцы» в Германии свою роль сыграл. Повторю, что создатели хотели через него воздействовать на семейную память немцев, дать старшим поколениям возможность понизить ощущение чувства вины, а молодым людям показать, какими были их отцы, матери, бабушки и дедушки. Неплохими, в общем-то, людьми. Русскому зрителю тоже должен быть полезен этот сериал. Во-первых, чтобы увидеть, как немцы работают с исторической памятью, а во-вторых, «Наши матери, наши отцы» -  хорошо сделанный фильм, дающий возможность увидеть Отечественную войну с другой стороны, со стороны врага. Война-то ещё не закончилась.
===
Tags: Ассман, Кино, Сериал, Фашизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments