crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

Мемориальная культура в Германии. (Читаю Ассман, часть 2).

          Общественное сознание хранит память о значимых событиях в истории своей страны, но мемориальная культура Германии, по словам Ассман, включает не просто события Второй мировой войне, это самокритичная память о жертвах «собственных преступлений, ответственность за которые ложится на государство и на последующие поколения». Срок действия ответственности не указан, так что, можно сделать вывод, что приговор бессрочен, хотя в Библии, например, точно указывалось, до какого колена действует возмездие. Но не это обращает на себя внимание, а то, что включает в себя мемориальная культура. А это, в первую очередь, вина за Холокост. Ассман упомянула однажды и другие национальные меньшинства, но затем они оказались забыты. Таким образом, всё, что сделали немцы в СССР с другими народами, осталось за рамками мемориальной памяти. Тут помню, а тут – не помню. Хорошее дельце! Понятие мемориальная культура появилось и утвердилось в Германии в 90-х годах прошлого века, то есть после падения Берлинской стены. Почему так произошло, и было ли внутренним решением немецкого народа, либо оценка прошлого в таком виде была навязана извне, или же небольшой, но очень активной частью самих немцев? И почему это произошло больше чем через сорок лет после окончания войны? Не думаю, что Ассман будет прояснять такие детали, хотя, косвенным образом, может пролить свет на инициаторов постановки вопроса именно в таком ракурсе.

.         «Мемориальная культура формировалась в Германии на протяжении трёх десятилетий с большой энергией, немалыми финансовыми затратами и значительными усилиями гражданского общества; за это время она обросла огромным количеством музеев, различных проектов, мероприятий и программ, став для всех зримой и общедоступной. Средства массовой информации обеспечили мемориальной культуре вхождение в повседневный быт; она присутствует теперь непосредственно у порога дома, например в виде «камня преткновения»; она запечатлена в выдающихся памятниках и монументах общенациональной значимости». Тенденция такова, что вина немцев во Второй мировой войне скоро будет сведена исключительно к Холокосту, а вот остальные - вроде как побочные жертвы естественного процесса. Моя малая родина во время войны дважды оказалась под немецкой оккупацией, и я слышал много свидетельств людей, переживших это нашествие. Не зря эти люди, вспоминая свою жизнь, ощущали историю переломленной пополам – до войны и после войны. Война выбила молодую, здоровую, сильную часть мужского населения, и целая сеть небольших посёлков, лишившись их энергии, угасла, исчезли они, в конце концов, растворились. А две деревни были сожжены фашистами вместе с жителями – согнали их в сарай, и подпалили. Технология отработанная, сколько таких случаев было в оккупации. А получается, что эти жертвы в мемориальную культуру не входят. Не достойны?

          Складывается впечатление, что развитие мемориальной культуры в таком виде – часть более общего процесса, включающего и интерпретацию итогов Второй мировой войны. Наглядно это подтверждает расширяющаяся область действия версии о том, что это была схватка за передел мира между нацистской Германией и коммунистическим СССР. Это относится и к войне, и к всё чаще проталкиваемому тезису о тождественности нацисткой и коммунистической идеологии и практики. Ну, а если нацистская Германия и СССР тождественны и одинаково виноваты в развязывании войны, то о каком чувстве вины со стороны Германии перед бывшими советскими народами, в том числе и русским (в первую очередь, я бы сказал), может идти речь? (Хотя, не исключено, что наоборот - такие интерпретации как раз вспомогательные средства для мемориальной культуры).

          И всё бы ничего, если бы этот процесс развивался только в Германии. Мы же не братья, что с них взять. Но и у нас достаточно много бескорыстных и корыстных сторонников таких взглядов. Деятели из Ельцин-центра, например, поговаривают, что неплохо бы запустить в общественное поле дискуссию о признании жертвами сталинизма власовцев. С таким настроением и Гитлера с компанией признают жертвами сталинских репрессий.

П.С. Прочитал только Введение, то есть несколько страниц из работы. Что ждёт впереди, сказать не могу, но настрой автора в общих чертах понятен.
===
Tags: Ассман, Великая Отечественная, Вторая Мировая
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments