crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

Джон Дос Пассос, «42-я параллель» и «1919».


Если взять пять-шесть повестей, разделить их на главы, потом добавить к ним дюжину жизнеописаний известных лиц, присовокупить к полученному ещё десятка три фрагментов, вспыхивающих случайным образом в памяти автора, сверху набросать фразы из газетных заголовков, а затем перемешать всю кипу написанного, то получим роман, композиционно похожий на романы Дос Пассоса «42-я параллель» и «1919». Такое построение книги поддерживает атмосферу хаотичности, неустроенности времени, но постоянные разрывы сюжета и чрезмерное обилие персонажей приводят к тому, что читать романы нужно запоем (или вместо запоя), иначе удержать всё в памяти очень трудно – нужна как ясная голова, так и более-менее неразорванный во времени процесс чтения, потому что после долгого перерыва вернуться в книгу будет очень непросто.

        

    В трилогию Дос Пассоса «США» входят романы «42-я параллель», «1919» и «Большие деньги», но «Издательство АСТ» в своей серии «Золотой фонд мировой классики» опубликовало под одной обложкой только первые два. С учётом моих сил, достаточно и этого, «третий должен уйти», иначе было бы весьма тяжело осилить трилогию в полном объёме. Поскольку два романа связаны общими героями, не буду отделять их друг от друга. Тем более, что главным «героем» у Дос Пассоса является страна, а все персонажи выполняют, скорее, вспомогательную роль, оттеняя различные стороны организма под названием США. Автора мало занимает внутренний мир действующих лиц, он не лезет к ним под кожу, не обременяет их пороком рефлексии. Действие, действие и ещё раз действие, догадки насчёт мотивации, при наличии желания, должен делать читатель. И такой метод, надо признать, достаточно объёмно прорисовывает картину американской жизни начала двадцатого века, того времени, когда США начинала свой путь от страны регионального уровня к статусу сверхдержавы. Менялась страна, менялось сознание людей. И неспроста подрастающим персонажам этих книг тесна родительская среда, более того, временами они испытывают к ней чувство ненависти. Идеи социализма, революция в России, Первая Мировая война – таков фон, в который вписано действие. Структура общества усложняется, зарождается и вырастает на наших глазах в некотором смысле служба косметологов по заказу, или public relations, говоря более привычным языком. Центральный персонаж Мурхауз и налипшая на него в процессе развития сюжета свита,  как перекати-поле перепрыгивают от хозяина к хозяину, от акул капитала к государственным верхам. Эта компания  всё время рядом либо с деньгами, либо с властью. Их задача – облагородить черты своих хозяев. А то слишком многие считают, что вступление Америки в европейскую войну вызвано не идеалами свободы, а необходимостью спасти кредиты Моргана, выданные им в своё время членам Антанты, а саму войну нередко называют «величайшим жульничеством». И, вот, соединив свои усилия с мощью государственной машиной пропаганды, Мурхауз сотоварищи оказывается причастен к взрыву агрессивного патриотизма, вызванного вступлением США в войну. Впрочем, такие «патриоты» до фронта не доехали, а в окопах оказались совсем другие люди… На смену каменному углю идёт нефть, новый предмет соперничества сильных мира всего, расширяется сфера интересов, США засматривается на Азербайджан….. Так в мире зарождались мелодии, столь знакомые нам сегодня.

            Дос Пассоса включают в «золотой» фонд американской литературы первой половины прошлого век, наряду с Фолкнером, Хемингуэем, Фитцжеральдом и Вулфом. Но, на мой взгляд, у нас ему несколько не повезло с популярностью. Надеюсь, что со временем его имя станет в России более известным – до сих пор не утратили его книги актуальности и злободневности. И ещё долго не утратят.

 


Tags: Литература
Subscribe

  • И о политике

    В своём журнале я стараюсь не касаться политических тем, но иногда можно поступиться принципами и внести в них поправки. Тем более, что сейчас это…

  • Ги Меттан о русофобии . Часть 4. Заключительная.

    Информация разного рода и вида её представления должна складываться и создавать в общественном сознании общую и непротиворечивую картину России. Ги…

  • Ги Меттан о русофобии . Часть 3.

    Слова могут действовать, как микроскопические дозы мышьяка: их проглатываешь, не замечая, и кажется, все в порядке, но проходит время, и яд…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments