crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

«Коллектор», 2016, Россия, режиссёр и сценарист Алексей Красовский. Актёр Хабенский

         Думаю, не ошибусь, если скажу, что коллектора чаще всего представляет в образе человека грубого, физически сильного и умственно слабого. Эдакого коротко стриженного безжалостного быка с толстой шеей. Возможно, так оно и есть, но в некоторых, особо деликатных случаях, требуется совсем другой типаж. Интеллектуальный вышибала долгов. Вот такого утончённого специалиста и продемонстрировали нам в фильме «Коллектор».

           Авторы пошли на определённый риск, ограничив действие картины пределами офиса и оставив в кадре всего одного человека – коллектора Артура. Остальные персонажи нам не видны и представлены голосами, с которыми Артур вступает в контакт. Такая форма требуют недюжинного мастерства от сценариста, который должен придумать сюжет, держащий зрителя в постоянном напряжении, от актёра, способного, как минимум, не утомить зрителя полуторачасовым мельканием в кадре, от режиссёра, способного задать единый ритм, и от оператора, которому необходимо обеспечить визуальную поддержку замыслу режиссёра. На мой взгляд, картина получилась, а, значит, получилась и работа у всех участников её создания. Отмечу игру Хабенского, очень пластично и убедительно сыгравшего свою роль.

          Сюжет фильма прост: в конце рабочего дня Артуру Петровичу, «добивающего» очередного клиента, звонит женщина, только что разместившая в Интернете ролик с компрометирующей нашего коллектора записью. В порядке мести за покончившего с собой мужа, бывшего клиента Артура, используя методы, находящиеся на грани закона и за гранью морали. То есть, аналогично тому, как привык действовать коллектор. Своеобразный бумеранг

.           Метаморфоза в жизни Артура, конечно, любопытна, но не индивидуальные судьбы главное, на мой взгляд, в этом фильме. Куда интереснее и социально значимее намёк на  сформировавшуюся, окрепшую и увеличивающуюся в размерах часть нашего общества, к которой принадлежит наш герой.  Обоснованно ли назвать её элитой, в современном понимании этого слова? Возможно, но я не буду домысливать как за режиссёра, так и за элиту. Будем считать, что это просто очень энергичная, успешная и повязанная внутренними связями прослойка со своей моралью и негласным кодексом поведения. После появления  компрометирующих Артура материалов  никто не пытался разобраться – правда это, или подлог. Отношение к нему, как к человеку, не изменилось, но оказалась запятнанной его  репутация, и, следовательно, контактируя с ним, рискуешь подпортить репутацию собственную.  В этом подмножестве свои законы и своя религия, верховное божество которой называется Польза. Полезен ты – и на тебя есть спрос, есть друзья, есть близкая женщина, польза обнулилась – стал и ты одиноким нулём. Тяжело это осознать, ещё тяжелее – принять. И ещё тяжелее – выйти из этого мира. Или невозможно? Во всяком случае, финал можно трактовать и так.

          В фильме есть допущения, не совсем правдоподобные с точки зрения реальной жизни, и некоторые въедливые зрители указывают на них своим бдительным пальцем. Например, мгновенная раскрутка в Интернете уже упоминаемого ролика. Что на это сказать? Это кино, а оно условно, тем более, что волей авторов действие должно было вместиться в одну ночь (а, может, и в 74 минуты), что вынуждало сокращать паузы и отжимать воду. Это же не запись с камеры наблюдения, в конце концов.

           Поначалу у меня возникли ассоциации с фильмом «Лок», но это оказалось первым впечатлением от схожести форм (моноспектакль в замкнутом пространстве), Позже в голову пришла другая аналогия – британский сериал «Чёрное зеркало». Неважно, что там в большинстве случаев обыгрываются фантастические ситуации, важнее роль технологий в жизни человека. В «Коллекторе»  в кадре мы видим только одного человека, но действующих лиц в фильме несколько, и все они связаны друг с другом технологиями. Некоторые друг друга даже не видели ни разу, тем не менее, через свои гаджеты, они могут сделать человека как счастливым, так и уничтожить его. «Коллектор» прекрасно вписывается в стиль «Чёрного зеркала», ещё раз указывая на те опасности, которые мы создаём сами себе.

          Удалось ли режиссёру расширить моё представление о фигуре коллектора? Поменять его в лучшую или худшую сторону? На первый вопрос отвечу «да», а на второй – «нет». Но, надеюсь, что целью картины всё-таки была не просветительская функция или облагораживание негативного, надо прямо сказать, образа людей этой недавно появившейся у нас профессии (точнее, недавно легализованной). Для меня важнее пускай робкий, пускай неакцентированный показ  процесса расчеловечивания, как эпидемия, растекающегося в обществе. Пускай это будет негромкая попытка даже не поставить диагноз, а обратить внимание на симптомы. Через трагедию индивидуальную показать трагедию общественную. Главное, как говорил один деятель в прошлом веке, начать. И осознать. Без этого не найти путь к выздоровлению.

П.С. О роли собаки в жизни человека говорить ничего не буду. Будем считать, что это была тоненькая нить, брошенная нашему герою из другого, альтернативного мира. А вот вывела ли она его туда, я вам не скажу. Потому что и сам не знаю.
==========
Tags: Кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад!

  • Анекдоты по понедельникам

    В предыдущем посте я писал о том, что слова, с течением времени, могут поменять своё значение самым радикальным образом. Кажется, и слово…

  • Ещё раз о словах. Озорные мысли.

    В мире слов с некоторыми экземплярами, с течением времени, происходит "ряд волшебных изменений", в результате чего смысл их меняется самым…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments