Шарий пятнадцать минут бродит по Донецку в толпе собравшихся на митинг по случаю образования ДНР и задаёт встречным, в основном молодым людям старшего школьного и младшего студенческого возраста, два вопроса – «что вы празднуете» и «что для вас сделала власть за два года». Правда, есть у меня сомнения, что вопросы на улицах задавал лично Шарий: очень похоже, что он сам озвучил вопросы при монтаже – странный тембр у его голоса, как из бочки. И тон вопросов похож на барский – снисходительно-надменный, даже хамоватый. Сути это, конечно не меняет, но для чистоты эксперимента хотелось бы слушать оригинал. А, может, это мои необоснованные подозрения? Ладно, не в этом дело.
Удивительно ли, что мало кто (по версии Шария) знает причину митинга? Во-первых, трудно поверить, что школьникам и студентам не сказали, зачем их вывели на улицу. Куда идти сказали, а зачем – нет? Просто какое-то собрание подпольщиков получается. Я, конечно, не Станиславский, но не верю. Возможно, просто молодёжь прикалывалась друг перед другом. Но даже если это и правда, то подобные дни только со временем приобретают сакральный смысл и оседают в памяти, а по горячим следам этот день неотличим от окружающих его. В России через двадцать пять лет после учреждения опроси случайно попавшихся (а ещё лучше – специально выдернутых из толпы) на улицах людей, как называется праздник, который страна празднует 12 июня, и ответы неприятно удивят интервьюера. Что уж говорить про ДНР с её неустойчивым политическим положением и маломощными СМИ.
Страшно ли, что большинство из «клиентов» Шария пришли на митинг по принуждению? Не думаю. Во-первых, я немного знаком с такой системой, развитой в советское время. Никаких проблем выйти на улицу вместо занятий не было, да и принуждение было условным – под дулами автоматов никого не гнали. Так что, и учащимся Донецка тоже нет оснований сильно переживать по поводу. Но тут есть и ещё один момент: у любого государства должны быть свои, персональные праздники, а их внедрение в сознание граждан – задача государства, которое должно использовать самые разнообразные методы, в том числе и применяя мягкое «насилие» для привыкания.
Что касается второго вопроса об изменениях в жизни, то, с учётом внешнего окружения, с учётом обстрелов, неопределённости и он звучит несколько подленько. Схватить человека за горло и спрашивать: «Как тебе дышится?». Ты руки сначала убери, а потом уж спрашивай.
В вышеупомянутых реакциях на репортаж было много гнева и, в лучшем случае, раздражения. А что тут вызвало вал эмоций? Шарий, насколько я понял из обрывочного знакомства с его роликами, всегда выступал за единую и неделимую. И что он должен говорить? Он всегда был такой и никого не предавал – видит он так. И незачем было выдувать из лягушки слона, придумывать – а потом разочаровываться. Осторожнее надо быть в душевных связях. Они очень интимны.