Знаю, что авторитет телевидения упал ниже плинтуса и (по крайней мере, в Интернет-сообществе) продавливается мнение, что смотреть телевизор постыдно, что его смотрят только дебилы и ватники. А передовой, продвинутый человек ещё в прошлом веке выбросил телевизор на свалку. Такие голоса часто доносятся из глубин Интернет-помойки. Я телевизор смотрю, хотя и без фанатизма, но достаточно часто. Он у меня связан с приёмом пищи (анекдот про книгу, туалет и библиотеку помню). Но хватит об этом.
.
По воскресеньям на Первом канале после полуденных новостей идёт программа «Открытие Китая» журналиста Евгения Колесова. Я видел три выпуска: первый, две недели тому назад, случайно, а два следующих специально. Второй из мною увиденного, про китайские рестораны, про то, что там едят, пьют и как всё это организовано, меня не сильно заинтересовал, хотя и весьма любопытен. А вот первый и третий, сегодняшний, рекомендую посмотреть. Подгоню неизвестный мне замысел авторов и даже свои впечатления вот под какую схему: в первом показан Китай вчерашний, сельский, а в третьем – сегодняшний, городской, Китай будущего. Сельский Китай показан на примере школы-интерната, куда с соседних деревень съезжаются ученики, чтобы неделю прожить здесь в отрыве от своих семей. Такая система мне хорошо знакома, поскольку сам учился в подобной и часто заходил в гости к одноклассникам и просто друзьям из интерната. Скажу, что у них бытовые условия были гораздо лучше китайских. Здесь – страшная скученность в спальных помещениях, затхлый воздух, двухярусные кровати. Две молоденькие учительницы, приехавшие на практику, также размещены в какой-то каморке с минимумом удобств. И, при этом, никаких видимых страданий спартанская обстановка никому не доставляет, все довольны и даже местами счастливы.
.
А теперь – о сегодняшнем. Показаны китайские железные дороги. Трудно удержаться от обсценной лексики, а без неё трудно выразить осадок от увиденного. Судите сами: программа развития сети высокоскоростных дорог начата в Китае в 2004 году, а сейчас вся страна опоясана сетью современных дорог, по которым со скоростью около трёхсот километров в час, а то и больше, мчатся прекрасные поезда. На этих же дорогах был установлен мировой рекорд для пассажирских перевозок – чуть более 480 км/час. Это не только железнодорожные пути и фантастические поезда, но и вокзалы, и грамотная логистика, и прочая, прочая, прочая. Повторю, программа стартовала в 2004 году. Рельеф там почище нашего: горы, реки – обычное дело. Был и ещё один показательный момент. Начали строительство ж/д системы немцы, но когда китайцы подсмотрели все их секреты и сами научились прокладывать дороги и создавать современные поезда, немцев они по-китайски вежливо попросили выйти вон. Когда возмущённые немцы попытались протестовать, Китай пригрозил закрыть для их фирм китайский рынок. Протесты закончились.
И вот, даже по этим коротким, получасовым программам видно, что страна развивается по ежиному плану и страна ясно видит своё будущее. Будущее всего Китая – и сельского, и городского. Почему такого нет у нас? Вопрос риторический. А пока у нас Премьер-министр закрывает торренты, Китай подумывает о сверхсовременных поездах, которые будут развивать скорость до тысячи км/час. И торренты, кстати, успевает контролировать.
======