crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

Кинооборзение очередное. Разнородная пятёрка.

.
Отель «Руанда», 2004, Великобританя, США…

          У Джонатана Литтелла в его монументальном романе «Благоволительницы» главный герой, высокопоставленный эсэсовец, рассуждая о жестокости и зверствах, формулирует на первый взгляд парадоксальную или, говоря спокойнее, идущую вразрез с принятым мысль – бесчеловечного не существует, есть только человеческое. Тут не только игра слов. Такая интерпретация поведения пресекает соблазн вывести жестокость за пределы человеческой природы, считать её чужеродным наростом на нормальной человеческой природе. Или, другими словами,  запрещает использовать модель, согласно которой на Земле проживают два внешне неразличимых вида человекообразных – человеки и бесчеловеки.  Так называемая бесчеловечность – такая же составная часть человеческой личности, как и доброта, милосердие и тому подобные добродетели. Просто она дремлет до поры до времени, сдерживаемая системой внутренних и внешних табу. Но наступают иногда времена, когда такая система рушится и бесчеловечность вырывается на волю, перехватывая управление. И не надо провоцировать человека - сдерживающее начало не так сильно, как кажется.


          Собственно, о сути «Отеля «Руанда» я уже всё сказал. Осталось сделать короткую «привязку к местности». Фильм рассказывает о взаимной резне в Руанде между народностями хуту и тутси. Точнее, о первой части конфликта, его начале, когда хуту режут тутси. Нельзя сказать, что до этого момента всё у них было гладко, но, тем не менее, жизнь была мирная, обычная и с обычными взаимными неудовольствиями, что не мешало им создавать смешанные семьи, ходить друг к другу в гости и т.д. и т.п. (Так, примерно, как в некоторых районах одной соседней страны). И вот – массовое помешательство, в результате которого за сто дней было уничтожено, по некоторым оценкам, около миллиона человек. Но помешательству поддались не все – главному герою удалось невозможное. Реальный прототип,  Пол Русесабаджина, спас от гибели 1268 человек, но в Европе известен куда меньше Шиндлера. И ещё, несмотря на то, что картина создана в 2004 году, смотрится она современно, что говорит не только о мастерстве авторов, но и об универсальности затронутых там проблем. Действительно, аналогии так и просятся на язык. Придержу я его. Сильный фильм.

Стажёр (The Intern), 2015, США, режиссёр Нэнси Майерс, в главной роли Роберт Де Ниро

          Это очень женский фильм. И я говорю не о целевой зрительской аудитории, а о стиле и об атмосфере, созданной авторами. «Жить хорошо! А хорошо жить — ещё лучше!» — так нас учит Балбес, а Балбес знает толк в жизни (это мудрость из «Кавказской пленницы», если кто забыл или не знает). Режиссёр хочет сделать всем приятное и умиляется от благородности своей функции. Иногда хочется светлых, лёгких фильмов, но это не повод заливать хорошие штучки густой патокой. Выдуманный мир, населённый персонажами с выдуманными характерами, принимает в себя, но облако впечатлений через пару часов развеется под лёгким дуновением бытового ветерка и останутся в памяти только глаза Энн Хэтэуэй, да гримасы Роберта Де Ниро. И ещё знание того, зачем мужчине нужен носовой платок в наружном кармане. Ну и проблема, где это знание применить.

Мина начинает тикать, 2015, Грузия

          Как будто бы в провинциальном театре, перед полупустым залом кружок художественной самодеятельности во главе с энтузиастом режиссёром даёт спектакль. Громкие крики, заламывания рук, попытки шарахнуть по эмоциям зрителя – а зал отвечает убийственным молчанием.
          А ведь история, положенная в основу фильма, давала возможность снять качественный психологический триллер. Действие начинается так: два парня и девушка (зачем-то, видимо в расчёте на дополнительную аудиторию, «выписанные» авторами из самой Америки!) едут отдохнуть в уединённое место среди Кавказских гор. Обычный любовный треугольник – влюблённая парочка и лучший друг жениха, влюблённый в невесту до такой степени, что однажды, всего лишь раз, она в знак признательности ответила ему взаимностью. Для придания сюжету остроты, друг признаётся незадачливому жениху в содеянном. После некоторых взаимных телодвижений друг наступает на мину, тем самым запуская в действие фантазии сценариста. Нечто подобное встречалось  в картине 2001 года «Ничья земля» - и там, и тут сюжет вращался вокруг человека, волею случая оказавшегося на готовой к взрыву мине (там лежа, а здесь стоя). Но тогда, 15 лет тому назад, сумели сделать сильное, впечатляющее кино, а в нашем случае – пародию на скрытые в сюжете возможности. Жаль. После недавно увиденных «Мандаринов» я ожидал гораздо большего от грузинского кинематографа.

Джекпот, Норвегия, 2011

          Эдакая чёрная-чёрная комедия. Редко вижу продукты норвежской киноиндустрии, поэтому решил соприкоснуться и оценить. Мне, как непрофессиональному зрителю, не видны повторы, заимствования у классиков жанра или пародий на них. Незнание иногда полезно и, в отличие от умствующих зануд, я не обременён привычкой разделки туши фильма на составляющие. Слово «туша» использовал неслучайно, оно вписывается в характер происходящих на экране событий. Юмор незатейливый, стрельбы мало, но она эффективна. Герои вместо огнестрельного оружия используют бытовые принадлежности и технические устройства. Весьма допотопного вида, надо сказать. Вообще, нам выкатили на экран кусок обшарпанной Северной Европы, на этот раз Норвегии. Последнее время частенько  просматривая датские и шведские фильмы, непроизвольно  обращаю внимание на подобные примеры обыденного неустройства. Теперь вот и Норвегия с ними. Добавлю ещё, что это экранизация одной из книг теперь очень известного Ю Несбё.
          А начинается фильм так: в одном захудалом стрип-баре приехавшая полиция среди груды окровавленных трупов обнаруживает одного выжившего, придавленного недвижным телом толстухи-негритянки. Тут всё и закрутилось... Любителям чёрных комедий посмотреть можно и даже нужно для знакомства с норвежскими успехами в таком своеобразном жанре. А кто не любит – и не пытайтесь. Тем более, если всё-таки решитесь, искать в них смысл. Разве что, симптомы для постановки общего диагноза обществу.

Томми, 2014, Швеция.
          Незатейливый фильм на криминальную тему. В Швецию из Таиланда возвращается Эстель, жена суперкрутого бандита Томми. Год назад на крупную сумму ограбили банк. Эстель желает получить свою долю. Желает весь фильм, угрожая скорым приездом Томми. Средненько. На троечку.
.
======
Tags: Кино, Кинообозрение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О кумирах былых времён

    Фигура Булата Окуджавы давно заняла в моём сознании отведённое ей место, и ни дополнять свои знания о нём, ни пересматривать свои оценки его как…

  • Настоящий полковник

    Впору составлять в России "Список полковников", аналог списка Форбса. А то фамилии быстро вылетают из памяти. Надо бы увековечить, да и в…

  • Срок (Time), 2021, Великобритания, мини-сериал

    Человек и обстоятельства. Можно иначе: человек и враждебная среда. Судьба двух героев сериала сложилась так, что привычное течение их жизни…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments